«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 73%


         Очень расплывчатой была конфессиональная самоидентификация верующих. В Москве в 1992 г. назвали себя "христианином вообще" 52%, православным (Московская патриархия) 12%, православным (Российская свободная православная церковь) 5%. Но главное - мировоззренческая эклектика, невозможность для большинства определить себя как верующего или атеиста, как верящего в Бога или в сверхъестественные силы. Это, по словам авторов, было особенно характерно для "перспективных" слоев населения, более молодых и образованных.
         В отчете сказано: "Поразителен тот факт, что с "христианами вообще" самоидентифицируется более 1/3 людей, верящих не в Бога, а в сверхъестественные силы (в этой же категории наибольший процент людей называют себя и православными, и католиками, и мусульманами, и буддистами). И даже среди атеистов 20% опрошенных относят себя к христианской конфессии, в том числе 16% - к "христианам вообще". То есть люди могут верить в сверхъестественные силы, но не в Бога, могут не верить ни в Бога, ни в сверхъестественные силы и в то же время считать себя христианами! Поразительное представление о "христианстве вообще" как о своеобразной вере "без берегов". Такое "христианство без берегов" свидетельствует не только о мировоззренческой терпимости, но и уже о своего рода мировоззренческом эклектизме и лабильности отдельных компонентов мировоззрения, о принципиальной неспособности к догматически определенному мировоззрению" (79).
         Мировоззрению большинства было присуще сочетание несовместимых элементов - православия с симпатией к буддизму, веры в Бога и в пара- и квазинаучные явления. Верующих в Бога - 43%, а в "похищение биоэнергии" - 67%. Даже среди верующих в храме привлекает "благолепие" (39%) и "отстраненность" (28%), а ради проповеди в церковь ходят только 9% (117).
         В полном отчете сказано: "Показателен повышенный интерес к нетрадиционным формам религиозности новой профессиональной группы нашего общества - коммерсантов. Судя по всему, среди них наиболее высока доля людей с ярко выраженным неопределенным, эклектичным паранаучным и парарелигиозным мировоззрением. Не случайно именно в этой, социально очень активной, профессиональной группе самое большое число верящих не в Бога, а в сверхъестественные силы - 20%" (79).
         В наибольшей степени расщепленное мировоззрение коррелировало в переломный момент начала 90-х годов с наибольшей приверженностью к реформе, разрушившей советский строй и советский народ. В отчете говорится: "Как и в исследовании 1991 г. наиболее прорыночной группой населения проявили себя "верящие в сверхъестественные силы". Но среди врагов рынка теперь впереди уже не атеисты, чья марксистская идеология порядком расшаталась, а традиционалисты - верующие... Верящие в сверхъестественные силы", оккультисты - основная мировоззренческая социальная база борцов с коммунистическим государством - и сейчас чаще других выступают за распад СНГ и РФ, в то время как верующие в Бога - нынешняя стихийная социальная база авторитаризма - не имеют четко выраженной позиции по этому вопросу, но скорее склонны поддерживать единство и целостность РФ, чем сохранение СССР-СНГ" (79).
         Опросы студентов Красноярска в 1988 и 2000 гг. показали, что за 12 лет реформы в их среде произошло еще резкое усиление "квазирелигиозных" представлений и нарастание мировоззренческой неопределенности. При этом образованная молодежь вовсе не вернулась от атеизма к религии (и тем более к православию) - произошел дальнейший сдвиг к вере в паранормальные явления, к эклектике, религиозному синкретизму (например, к вере в реинкарнацию души после смерти). Если в 1988 г. в бессмертие души верило в той или иной степени 8% студентов, то в 2000 г. 73% (118). В таблице дано соотношение крайних позиций.

"Квазирелигиозные" представления студентов в 1988 и 2000 г. (в % от числа опрошенных)

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100