«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 55%


         И если французы или отцы-основатели США рассуждали о собирании, сохранении и ремонте своих наций спокойно и деловито, как инженеры на технических совещаниях, то проектировщики советского народа в СССР окутывали свои изобретения и разумные идеи массой туманных оговорок, ссылок и недомолвок. Но покуда практическая политика не была экранирована от реальности огромным сословием ученых-обществоведов, многое удавалось сделать. Применялся весь набор "сил созидания" советского народа из собравшихся в страну народов, народностей и этнических общностей. Насколько эффективным было это строительство, показал опыт Великой Отечественной войны. Западные специалисты считали, что сплотить за такой короткий срок полторы сотни народов в крепкую самоотверженную нацию невозможно.
         Как быстро и слаженно могли советские органы "будить" этническое самосознание и буквально создавать народы, показывает их конструктивистская деятельность в Средней Азии. Как отмечалось выше (со ссылками на В.А. Тишкова), в 20-е годы население Средней Азии имело еще слабое этническое самосознание и нечеткие этнонимы - самоназвания этнических групп. Государственное строительство требовало упорядочения этнических и административных границ, чему служили первые переписи, в которых вводилось понятие национальности. "Я сама родила множество узбеков", - говорила одна из этнографов-участников переписи 1926 г. в Самарканде.
         За 20-е годы XX века был создан таджикский народ, с развитым национальным самосознанием и культурой. Хотя слово "таджик" еще в VIII в. значило "араб" (воин халифа), ему не придавалось этнического значения вплоть до 1918 г. Отцы и деды нынешних таджиков о себе говорили "я - мусульманин, персоязычный".
         Это была большая этническая общность иранской группы, в 20-е годы в Туркестане и Бухаре их насчитывалось более 1,2 миллиона. Но они, окруженные узбеками, оказались под сильным давлением идеологии пантюркизма, так что даже малочисленная таджикская интеллигенция принимала идею "обузбечивания" и считала бесперспективным развитие своей культуры. Проводить здесь советские установки было очень трудно - в Средней Азии были популярны идеи Ататюрка о государстве-нации "по-тюркски", и этим идеям были привержены руководители узбекских коммунистов. Они считали, что сила региона зависит от его единства, а оно во многом укрепляется языковой общностью - и отвергали культурное обособление таджиков от тюрок. Под все это подводилось "научно-материалистическое" обоснование.
         Укрепление советской власти послужило тому, что таджикские интеллигенты стали преодолевать и пантюркизм, и джадидизм - течение либеральных модернизаторов, идущих в русле младотурок.127
         В 1924 г. была образована Таджикская АССР в составе Узбекистана. Стал издаваться журнал "Голос таджикского бедняка", орган обкома ВКП(б) и исполкома Самарканда, потом еще два журнала. "Голос бедняка" стал создавать историографию таджиков, печатать переводы выдержек из трудов русского востоковеда В. Бартольда. Статьи в журнале начинались с таких разъяснений: "Вот кто мы, вот где мы географически расположены, в каких районах проживаем, в каком районе что выращивается". Пробуждалось и этническое самомнение, журнал писал: "Те, кто живут в горах, сохраняют арийский тип и говорят на более чистом языке, чем прочие".
         Потом стали выпускать газету на таджикском языке. О ней "Голос бедняка" писал в 1924 г.: "Газета - это язык народа, волшебный шар, в котором отражается мир, подруга в уединении, защитница угнетенных. Газета - источник бдительности, пробуждения народа. Да здравствует образование, да здравствует печать". Газета помогла становлению таджикской светской школы. Как писал в стихах Айни, "лишь отсутствие школы в ту эпоху немного задержало полет таджика".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100