«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 54%


         До сих пор трудно понять, почему "единый многонациональный народ" - советский - нельзя было считать нацией. В изданной Политиздатом книге (1982) говорится угрожающим тоном: "В ряду незрелых или скороспелых суждений, отвергнутых наукой и практикой строительства коммунизма, следует назвать версию о том, будто в нашей стране "вырисовывается облик новой этнической общности, рождаемой практикой коммунистического строительства, - советская нация". Те, кто приходил к подобному выводу, по-видимому, механически переносили известные признаки нации... на новую историческую общность... Отождествление советского народа с "новой нацией" означало бы низведение новой исторической общности на уровень общностей, возникающих на исторически предшествующих ступенях общественного развития, т.е. на порядок ниже. С другой стороны, это перечеркивало бы факт существования в СССР более ста социалистических наций, народностей и национальных групп, успешно развивающихся в рамках новой исторической общности" (38, с. 244-245).
         Из этого упорного отказа признать советский народ нацией следовало множество практических установок. Чем же был вызван этот отказ?
         С.В. Чешко пишет: "С точки зрения принятых в современном мире понятийных норм следует признать не только реальное существование в СССР "советского народа", но и признать его в качестве обычной полиэтнической нации - советской нации. С точки же зрения традиции советского обществоведения, согласно которой нация - это моноэтнический социальный организм, одна из форм и стадий существования этноса, такой вывод может, наверное, выглядеть неслыханной ересью с оттенком "ассимиляторства".
         О различиях в понятийно-терминологическом аппарате советской и западной (преимущественно англоязычной) науки - в том, что связано с "нацией", - написано уже вполне достаточно, чтобы больше не возвращаться к этой теме. Но проблема заключается не только в терминологии, хотя и сам факт, что одним и тем же термином обозначают весьма разные явления, выглядит абсурдом. Благодаря своему упорному стремлению сохранить "самобытность", уберечь свои теории и профессиональный язык от внешних влияний, отечественное обществоведение попало в концептуальный тупик. Наши ученые не отваживались отрицать существование американской, бразильской или индийской наций, признавали принадлежность СССР к Организации Объединенных Наций, но даже не допускали мысли о возможности понятия "советская нация". А в период развала СССР эта несуразица активно использовалась теми, кто пытался доказать, что СССР - это "не страна и не государство", без своей нации, народа и поэтому без права на существование" (22, с. 141-142).125
         Трудно сказать, чем в действительности была вызвана эта "несуразица" и столкновение каких сил в партийном руководстве определило этот выбор. Идеологические основания, по которым можно было узаконить понятие советской нации, имелись. Представление о советском народе как полиэтнической ("многонародной") гражданской нации лежало в основе евразийства - целостной, наиболее развитой и наиболее свободной от разных доктринерских "измов" концепции будущего образа России, созданной в XX веке. Н.С. Трубецкой писал в 1927 г.: "Национальным субстратом того государства, которое прежде называлось Российской империей, а теперь называется СССР, может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемая как особая многонародная нация и в качестве таковой обладающая своим национализмом.
         Эту нацию мы называем евразийской, ее территорию - Евразией, ее национализм - евразийством... В применении к Евразии это значит, что национализм каждого отдельного народа Евразии (современного СССР) должен комбинироваться с национализмом общеевразийским, т.е. евразийством... Только пробуждение самосознания единства многонародной евразийской нации способно дать России-Евразии тот этнический субстрат государственности, без которого она рано или поздно начнет распадаться на части к величайшему несчастью и страданию всех ее частей". (65).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100