«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 23%

Глава 13. Мировоззрение


         Представления о пространстве и времени, о природе и человеке, об обществе и государстве, о добре и зле - все то, что мы относим к мировоззрению, - служат той духовной основой, на которой люди собираются в народ, различая "своих" и "чужих". Мировоззрение - ядро огромной системы знаний и убеждений человека, в него входят наиболее важные элементы этой системы, укорененные глубоко в сознании. К этому ядру примыкает мироощущение - эмоционально окрашенная сторона мировоззрения.
         Представления, входящие в мировоззрение, отвечают на главные вопросы бытия. Эти вопросы человек ставил себе с момента своего становления как вида, как только в нем пробудился разум. Этот важный для нашей темы факт был вытеснен из нашего обыденного сознания идеологиями, проникнутыми прогрессизмом - уверенностью, будто в прошлом человек был интеллектуально и духовно менее развит, чем современный цивилизованный индивид.
         Классики марксизма предполагали, что в развитии человека разумного имелся длительный, чуть ли не до Нового времени, период зверского состояния, когда мировоззренческих вопросов человек просто не мог перед собой ставить. Энгельс пишет в "Анти-Дюринге": "Нельзя отрицать того факта, что человек, бывший вначале зверем, нуждался для своего развития в варварских, почти зверских средствах, чтобы вырваться из варварского состояния" (41, с. 186). Это неверно, "человека-зверя" не было уже в первобытных общинах охотников и собирателей.
         Маркс тоже считает, что на ранней стадии развития человек имеет "баранье, или племенное" сознание, которое "получает свое дальнейшее развитие благодаря росту производительности, росту потребностей и лежащему в основе того и другого росту населения. Вместе с этим развивается и разделение труда, которое вначале было лишь разделением труда в половом акте..." (42, с. 30).
         Антропологи и социологи, напротив, считают, что человек с самого начала вынужден был размышлять именно о природе мира в целом, то есть ставил перед собой вопросы мировоззрения. П.А. Сорокин отмечал, как крайне важную, "человеческую потребность в правильной ориентации во вселенной и правильного понимания самой вселенной" (43, с. 485).
         Историк М.А. Барг пишет: "Поразительно, до чего схожи были от одной эпохи к другой вопросы, волновавшие человеческий ум, и до какой степени различались дававшиеся на них ответы... О вопросах, над которыми задумывались племена - создатели петроглифов - наскальных изображений (примерно 5000 лет тому назад) в районе р. Амур, академик А.П. Окладников писал: "Вдумайтесь только, какими вопросами интересовались герои их преданий: как образовалась Вселенная? Как появились люди на Земле, в чем смысл их жизни?" (44, с. 3, 8). М.А. Барг считал, что структура "исторического сознания" в каждую эпоху состоит из "совокупности ответов" на главные вопросы о природе бытия. Иными словами, любая человеческая общность во все времена имела упорядоченную, структурированную систему мировоззрения.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100