«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 13%


         Делая такое признание, В.В.Путин вынужден прибегнуть к искажению логики, его утверждение некогерентно. Разрушение никак нельзя назвать развитием . Какое же это развитие, если за 15 лет реформ "нам пока не удалось "догнать самих себя" образца 89-го года", как выражается сам В.В.Путин! Это явный регресс . Однако самая грубая нестыковка состоит в том, что во второй части утверждения подменяется категория, о которой речь шла в предыдущей фразе. Сказано: "Россия потеряла почти половину своего экономического потенциала". Далее: "Мы смогли компенсировать около 40% падения". Падения чего ?
         В первой части речь идет об экономическом потенциале страны. Это величина фундаментальная, "мощность" хозяйства. Она не выражается в показателях реализации этой мощности в данный момент (например, в ВВП), как мощность двигателя автомобиля не определяется скоростью его движения - автомобиль может даже стоять на месте, а потенциал его остается тем же. Экономический потенциал - это производственные мощности, система управления хозяйством, квалификация и система подготовки кадров, здоровье и даже настроение населения. Какую часть этого потенциала потеряла РФ за годы реформы, сказать трудно. Обычно имеют в виду лишь производственные мощности, они действительно утрачены примерно наполовину (с остальными составляющими положение хуже).
         Но разве "мы смогли компенсировать около 40% падения" именно потенциала? Ни в коей мере! Мы частично компенсировали лишь снижение "отдачи" хозяйства. Да, наш "автомобиль", почти остановленный Ельциным, при В.В.Путине затарахтел и покатился быстрее, но он до предела изношен, и восполнения этому износу нет. К тому же о росте отдачи хозяйства теперь судят по показателю, который не стыкуется с показателем 1989 г. В нынешнем ВВП очень велика спекулятивная составляющая, которой не было в 1989 г., когда он выражал то, что теперь называют "реальной экономикой". Теперь поднялась цена на нефть в США - подскочил ВВП РФ, затратил Абрамович на покупку футбольных клубов, вилл и яхт на Западе почти миллиард долларов за полгода - на столько же вырос наш ВВП. Падение же нашего потенциала продолжается почти в том же темпе, как и в 90-е годы, а в ряде важных подсистем (например, в подготовке трудовых ресурсов, в научно-технической сфере, в ЖКХ) оно даже ускорилось.
         И ведь эта подмена категории потенциал (база, мощность) категорией отдачи (поток, использование мощности) - вещь устойчивая принципиальная. Эта подмена постоянно наблюдается и у экономистов-реформаторов, и у самого В.В.Путина. В своем Послании он далее говорит: "И мы вполне способны за десять лет увеличить наш экономический потенциал в два раза... Способны, если удержим среднегодовые темпы роста хотя бы на уровне первого квартала текущего года. Более того - при сохранении таких темпов мы смогли бы удвоить ВВП на душу населения не за десять лет, а уже к 2010 году".
         Примерно в том же логическом ключе В.В.Путин говорит об образовании (в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2004 г.): "Условия глобальной конкуренции требуют от нас усиления практической направленности образования. Сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности... При этом, по сравнению с советским периодом, почти утроился прием в вузы и число поступающих в них - фактически сравнялось с числом выпускников средних школ. Ну кому это надо?... Следует стремиться к тому, чтобы большинство выпускников учебных заведений работало по специальности. Речь, разумеется, не о возврате к директивному распределению, а о прогнозировании потребностей государства в необходимых ему специалистах".
         В этом большом рассуждении высказано несколько важных установок, но между собой они совершенно не согласуются. В целом оно некогерентно .
         Во-первых, "условия глобальной конкуренции" требуют от любой страны вовсе не какой-то одной направленности образования, а максимального использования конкурентных преимуществ сложившейся в данной стране национальной системы образования. Были такие преимущества у советской (и ранее у российской) системы? Несомненно, были - потому-то западные фирмы и университеты не просто охотно брали наших специалистов, но даже и сманивали их. Несколько вульгаризируя, можно сказать, что наши преимущества вытекали из определенных мировоззренческих установок русской культуры и заключались в фундаментальности и широте взгляда. Это и ценилось на "мировом рынке труда". Зачем же эти преимущества ликвидировать и усиливать т.н. "практическую направленность"? Ведь под этим уклончивым понятием явно подразумевается именно снижение уровня фундаментальности.
         Но этот первый тезис можно считать философской установкой реформаторов, о которой нет смысла спорить. Здесь для нас важнее, что этой установке противоречат остальные части рассуждения. В.В.Путин говорит о разрыве между образованием и рынком труда. Предлагается этот разрыв ликвидировать, волевым путем изменив систему образования. Позвольте, но ведь образование теперь - это тоже рынок! Если люди идут в вузы, причем более половины платят за обучение, значит, эти "рыночные услуги" потребителям зачем-то нужны. Разве не странно в устах приверженца либеральных ценностей услышать о тяге молодежи к получению высшего образования "Ну кому это надо!"? Этим молодым людям и их семьям надо - или за них должна решать администрация Президента?

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100