«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 43%

Бедность и порок

Есть ли сострадание к униженным и оскорблённым?


         Виктор Кожемяко: Валентин Григорьевич, вы знаете, что во МХАТе имени М. Горького с успехом идёт спектакль "Униженные и оскорблённые" - Достоевский в постановке Татьяны Васильевны Дорониной. Известно также, какое яростное неприятие либеральной прессы вызвала эта работа. По-моему, связано такое неприятие не в последнюю очередь с темой спектакля, прозвучавшего необыкновенно злободневно. Театр, руководимый великой русской актрисой, страстно встаёт на сторону тех, которые и в сегодняшней нашей жизни оказались униженными и оскорблёнными.
         Таких - многие миллионы! Ведь даже по официальной статистике около или более трети населения страны находится за чертой бедности. Вы в своём творчестве последних лет всецело на их стороне. Можно вспомнить потрясающий ваш рассказ "В ту же землю", да и все другие тоже.
         А как вы считаете, достаточно ли наша литература, искусство и те, кто здесь работают, то есть современные художники, живут сегодня горем и болями так называемых простых людей? Это ведь один из первейших нравственных заветов отечественной классической литературы и культуры в целом...
         Валентин Распутин: Вы правы, вся русская литература XIX века полна сострадания к бедным и обездоленным. Она и велика была двумя главными качествами - художественностью и сострадательностью, из второй, чувственной её стороны полнилась и первая, профессиональная. Давайте вспоминать: Радищев ещё из XVIII века ("Я взглянул окрест себя: душа моя страданиями человеческими уязвлена стала"), Карамзин, Пушкин ("...И милость к падшим призывал"). Гоголь, Тургенев, Лесков, Островский, Чехов, Толстой (особенно в статьях), Достоевский (везде, в каждой крупной работе, да и в "Дневнике писателя" тоже)... А Некрасов, Никитин, Кольцов, последним - Горький!.. Названия произведений прямо указывают на сочувствие к несчастным: "Бедная Лиза", "Бедные люди". "Униженные и оскорблённые", "Бедность не порок", "Антон-горемыка", "На дне"... И не только литература славна была этой добродетелью. В живописи подобный ряд перечисления будет ещё больше. Театр, начинающийся с драматургии, то есть с литературы, пожалуй, ярче всего взывал о сострадании. Песни тех времён рвут нам сердце до сих пор. И, конечно, такая огромная и общая милосердная работа не могла не приносить результаты: открывались ночлежные дома, бесплатные столовые, сиропитательные приюты, ремесленные училища для бедных детей. Конечно, русская культура этой нравственной нотой не в силах была полностью избавить Россию от бедности, но ведь была она, нота-то, и как звучала, каким душам указывала пути! А теперь, уж коли на то пошло, давайте сравнивать с нынешним временем. Старая нищета казалась укоренённой в России и шла из глубины веков ("Доля ты русская!.. Вряд ли труднее сыскать!"); новая нагрянула неожиданно и жестоко. Нас начинают приучать к ней, "культурные" умы на канале "Культура" уверяют, к примеру, что густое бродяжничество малолетних, насчитывающее миллионы, это ничего... так и должно быть. Но мы-то, свидетели того, что этого в советское время не было, ещё живы. Не было! Совсем! И появилось в считаные годы. Бедность сейчас готовы выводить из порочности людей, из лени, пьянства и неспособности приспособиться к новой обстановке. Словом, в своей бедности бедные виноваты сами. И никто иной. Открыто заявляется, что лучшие времена наступят, когда вымрут старики, живущие воспоминаниями о прошлом.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100