«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 37%


         Помнится, в одной из бесед мы с вами говорили о популярной телепередаче "Поле чудес", где ведущий кричит, издевается над участниками, показывает чудеса пошлости, а публика в восторге покатывается со смеху. Сейчас подобные передачи типа "Выиграй миллион!" расплодились на каждом канале. Я иной раз всматриваюсь в аудиторию, составляющую, как теперь говорят, "реагаж" этих шоу: лица как лица, самые обыкновенные, живые, без явных следов испорченности. Что же заставляет их идти на этот балаган и выставлять себя в потешном виде? Думаю, что им даже не платят за участие, что дело это вполне добровольное. В чём тогда тайная пружина таких побуждений?
         А ведь это тоже одно из новоприобретений последнего времени. Где сейчас показать себя? Даже не проявить, а показать? Где она, та "доска почёта", где отмечают за доблесть и труд, за талант и верность своей профессии? Нет её больше. У нас знают или нервных думцев, или звёзд эстрады со скандальными именами, или уж бандитов с большой дороги. А противопоставить себя тому небытию, в которое погружена Россия, обыкновенному человеку хочется. У него это в крови - "расписаться" в своём существовании: и аз, грешный, тут был, лямку жизни тянул. Все другие способы публичного самоутверждения у него отняты, на громогласное преступление он не способен, на тусовку к "мастерам культуры" не пригласят. И он идёт туда, куда приглашают. И нет смысла говорить о невзыскательном вкусе или неразборчивой головушке - это не худший из граждан, кого воспитывают сейчас в нашей стране. Таковы идолы и учителя гражданина, такова глубина "вспашки" его природных закладов.
         А "Униженные и оскорблённые" в театре у Татьяны Дорониной действительно замечательный спектакль. И по постановке, и по актёрским работам, и по нравственному созвучию текста нашим сердцам. Добрый, чистый, красиво и точно сыгранный, ко времени и месту, так много говорящий не только о нашем униженном положении, но и ему, нашему униженному положению, как и с чьей помощью избавляться от этого гнёта. Половина зрителей выходит после спектакля из зала с мокрыми глазами, не стыдясь слёз: сам великий Достоевский обернулся к ним из своего далека и согрел наши души сочувствием и зовом к справедливости, сама великая Доронина нашла ту форму и тональность общения со зрителем, которые дают целительную уверенность: да, мы унижены и оскорблены, но мы счастливее вас, творящих зло. Меня удивила в спектакле одна деталь. Кто знает текст Достоевского, помнит, что в эпилоге романа автор решается расстаться со своей любимицей - героиней Нелли, на которой держится многое в архитектуре и звучании "Униженных и оскорблённых". В спектакле эпилог снят. Эмоциональный накал спектакля к финалу был настолько силён, что испытать смерть Нелли для зрителя было бы невыносимо.
         Я вспоминаю об этом ещё и потому, что недавно прочёл в одной из газет научное объяснение резко подскочившего в последние годы процента мужской смертности от сердечных ударов. Сильный пол сражают стрессы. Они - как мины на поле нашей действительности, куда ни ступи и к чему ни прикоснись, - смертельно бьют прямо в сердце.
         Вот вы упомянули гнусную телеэпопею "За стеклом". А задумался ли кто-нибудь, скольких людей она привела к стрессам, закончившимся инфарктами и инсультами?! Разве это не способ убийства, один из самых изощрённых, жестоких и бесконтрольных?!
         - Разговор о сегодняшнем состоянии нашей культуры - всегда тяжёлый разговор. И особенно тяжёл он потому, что мало каких перемен и сдвигов к лучшему удаётся добиться. Ненавистники России твёрдо и неуклонно следуют своим курсом. Вопреки всем голосам протеста, словно не слыша их, делают чёрное своё дело. Но всё же: не слишком ли и эти голоса слабы? Не должны ли Союз писателей России, другие патриотические организации более громко и требовательно выражать свой протест? А иногда, возможно, использовать не просто заявления, а какие-то другие формы борьбы.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100