«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 97%


         Владимир Суходеев. Небывалый эмоциональный подъём, вызванный Победой и поддержанный всеми идеологическими средствами, помог советским людям совершить, казалось бы, невозможное: поднять страну из руин и превратить её в одну из величайших держав мира. А самое главное - всему миру было явлено, что социализм с его плановой экономикой, с его способностями быстро развивать экономику, науку, культуру, с его высокой духовностью и человечностью доказал своё неоспоримое преимущество перед капитализмом и буржуазной идеологией. Всё это побуждало глубже осмыслить марксистско-ленинское наследие, оценить его состояние в новых исторических условиях.
         Деятельность Сталина обретает второе дыхание. Он не только руководит страной, но и принимает участие в организации целого ряда научных дискуссий - по философии, языкознанию, политэкономии, литературе, физиологии, космогонии и др. И везде он проявил себя, по словам известного языковеда академика Мещанинова, равноправным специалистом. При этом сам Сталин подчёркивал, что, несмотря на чрезвычайную загруженность восстановлением хозяйства, нельзя забывать вопросы теории. Без знания теории, её развития все труды могут пойти прахом.
         В результате дискуссий появлялись новые книги и учебники, научные и научно-популярные журналы, создавались новые научные учреждения. В 1945-1946 годах по настоянию Сталина в школьную программу и программы непрофильных вузов были введены дисциплины "логика" и "психология". Выходят огромное количество книг, художественные и документальные фильмы о выдающихся русских учёных и изобретателях, по истории науки, техники и естествознания, даже создаётся соответствующий институт в системе Академии наук СССР. И одна из задач была в том, чтобы дети, молодёжь увлеклись наукой и техникой, стремились стать хорошими специалистами. Пожалуй, ярчайшим символом сталинского отношения к науке и образованию в послевоенный период можно назвать создание нового комплекса зданий Московского государственного университета на Ленинских горах - на месте, которое сам Сталин и выбрал. Был воздвигнут настоящий храм науки!
         Ярослав Листов. Внимание Сталина к вопросам языкознания объясняется тем, что он считал язык основой формирования человеческого сознания. Правильное и всестороннее изучение языка, знакомство людей с богатством классической литературы и драматургии оказывали формирующее влияние на их сознание и личность. Ведь многие партийные постановления о борьбе с формализмом, в том числе и в литературе, как раз направлены на то, чтобы не допустить пустоты и принижения русского литературного языка. Сталин горячо поддержал предложение маршала Рокоссовского о том, что командиры Советской Армии обязательно должны посещать МХАТ и Малый театр, чтобы учиться правильной русской речи, обогащать словарный запас. Он видел в изучении языка не только научную, но и политическую задачу. Война многое сделала грубым, в том числе и язык. Надо было восстанавливать правильный язык, а стало быть, и мышление, как восстанавливались и развивались важнейшие отрасли народного хозяйства, от которых зависело наше будущее.
         Во время войны погибли три миллиона довоенных членов партии. Это были наиболее подготовленные, грамотные во многих отношениях люди, идейно очень хорошо образованные. После войны численность ВКП (б) превысила 5,5 миллиона человек, но лишь 874 тысячи были её членами до войны. Произошла серьёзная смена партийных кадров. Многие партийные руководители нового поколения не были достаточно идеологически подготовлены, не всегда правильно понимали происшедшие в стране и в мире изменения, страдали либо начётничеством, либо слишком модернизированными взглядами, чем, кстати сказать, закладывалась почва под будущее "шестидесятничество". Опять возникала проблема марксистски обученных кадров. Отсюда пристальное внимание Сталина к образованию коммунистов. Именно тогда возникают или расширяются партийные учебные заведения - Высшая партийная школа, Академия общественных наук, республиканские и областные партшколы и др. В них преподавали лучшие учёные, профессура ведущих вузов.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100