«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 8%


         Рыбаков же и подобные ему всё своё "детскоарбатское", по выражению Вадима Кожинова, понимание истории сводят к проблеме "злого дяди". Именно в этой роли - Сталин. Вот пришёл он, злой, коварный, мстительный, нетерпимый, деспотичный, - и всё испортил. Ведь вместе с собой привёл рать таких же - от Ежова и Берии до какого-нибудь Юрия Шарока в рыбаковском романе.
         Конечно, со времени первой публикации "Детей Арбата" минуло немало лет, и кое-что за эти годы даже в массовом сознании прояснилось и уточнилось. Так, уже не тянут бесспорно на роль неких идеалистов и романтиков революции Троцкий и Бухарин, Зиновьев и Каменев. Однако в сериале всё равно в уста юного Саши Панкратова вкладывается глубокомысленное: "Революцию начинают идеалисты, а заканчивают подонки".
         Все, кто против Сталина, - однозначно хорошие. Все, кто за него, - подонки. И в разговоре Марка Рязанова с Иваном Будягиным выводится некая особо патологическая жестокость Сталина - исходя из того, что где-то под Царицыном во время Гражданской войны он якобы отдал распоряжение расстрелять пленных белых офицеров. Но было ли это на самом деле? При каких обстоятельствах? Чем вызвано? Собеседники по сериалу в такое не углубляются. Здесь достаточно бросить штрих, мазок, "к месту" сказанное слово. Ну а скольких (реально!) расстреливали по приказу, скажем, Льва Давидовича Троцкого - это вообще остаётся за кадром и вне сериальных бесед. Ибо может сразу испортить картину.
         Впрочем, Лев Давидович, даже не присутствуя в кадре, остаётся героем, поскольку все троцкисты, выведенные в сериале, - это не только невинные жертвы, но и герои. Благородные, интеллектуальные и духовно красивые. В отличие, понятно, от умственно примитивных и нравственно ущербных "сталинистов". А если добавить к этому, что одновременно с демонстрацией "Детей Арбата" на разных телеканалах можно было увидеть и услышать безусловные панегирики в адрес Троцкого, то расстановка исторических симпатий и антипатий уже не вызывает ни малейшего сомнения.
         Один интеллектуал, побывавший недавно в Штатах, с упоением рассказывал, например, как в доме интеллектуала американского он увидел сто томов (!) сочинений Троцкого. Я поставил тут восклицательный знак потому, что в телеповествовании это звучало и с неподдельным восторгом, и с нескрываемым изумлением. А коснулись бы хоть немного сути этих многотомных писаний, по которым и пролёг коренной водораздел между Троцким и Сталиным. Сказали бы где-то о его понимании роли России как вязанки хвороста в костре мировой революции, да и о том, что в финале своей деятельности он хотел победы Гитлера - во имя свержения сталинского режима. Нет, ни о чём подобном не говорят.
         Меня могут упрекнуть в том, что слишком идеологизирую и политизирую разговор о художественном телесериале. Его ведь настойчиво представляют как "роман о советских Ромео и Джульетте" (точно так же "Московскую сагу" представляли как "семейный роман"). Но ведь совершенно очевидно: и "Дети Арбата", как и "Московская сага", - творения сугубо политические.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100