«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 1%

Утробная ненависть


         Ключевое слово в рассуждениях Швыдкого именно это - "понятно". Оно означает, что система координат, оценки, предпочтения, места в неписаной табели о рангах - всё давно и незыблемо определено, так что говорить на сей счёт, собственно, излишне.
         Вы спросите: кем определено? Ну это как бы само собой разумеется: принято между ними, так сказать, в приличном обществе.
         "Понятно, - пишет Швыдкой именно как о само собой разумеющемся, - что Бондарев даже тогда, в 60-е, не был фигурой первого ряда..." Первого ряда литературы, имеется в виду. И вы обязаны, не думая, принимать это: не был.
         А я вот скажу, что был. Да ещё как в сравнении с некоторыми перечисленными именами "удостоенных"! Более того, он и остаётся, и останется в первом ряду. Не для Швыдкого? Да. Но для России. Разница тут большая, и об этом мы ещё поговорим. Хотя можно меня обвинить в субъективизме суждений (в этом Швыдкой обвиняет и Прилепина), но разве не очевиден вопиющий последовательный субъективизм самого Швыдкого и прочих нынешних законодателей мод, диктаторов "общественного мнения"?
         Как оно создаётся, это "мнение", мы тоже видим. Позвонил в своё время Григорий Яковлевич Михаилу Ефимовичу и сказал: "Миша, я прошу Вас..." Теперь же вот правительственная (!) "Российская газета", где Швыдкой ведёт свою постоянную колонку (!), его устами ещё раз всё затвердила.
         А Бондарев в "Российской газете" не выступает. Ему тут быть не положено. Почему? Да понятно, говоря по Швыдкому: "пещерный сталинизм".
         В общем, замешано всё отнюдь не на художественных достоинствах писателя, выводящих или не выводящих его в "первый ряд", а на самой что ни на есть горячей политике. На идеологии. Это я не открытие делаю. Это давным-давно хорошо известно. А нынешняя "узаконенная" расстановка приоритетов в литературе и искусстве определилась по существу во время так называемой перестройки. И определилась опять-таки идеологией и политикой.
         Вспомните, в разгар перестроечной эйфории, когда туманные и скользкие речи Горбачёва морочили голову чуть ли не всей стране, прозвучал отрезвляющий, предупреждающий голос Юрия Васильевича Бондарева, уподобившего эту самую "перестройку" самолёту, который в воздух подняли, но не знают, где посадить. Скандал! Заверещали швыдкие, завизжали об угрозе демократии. Тогда-то и списали они большого художника (окончательно списали!) в лагерь "ретроградов", "консерваторов", "сталинистов".
         Набор клеймящих ярлыков у них широкий и постоянно расширяющийся. С утверждением во власти Ельцина пошли в ход против его недоброжелателей новые ругательства: "русские фашисты", "совки", "коммуняки" и "красно-коричневые", "патриотизм - последнее прибежище негодяев". Всё это подряд лепили в том числе и на героя Великой Отечественной войны Юрия Бондарева. Тем более что он публично выразил своё отношение не только к Михаилу Сергеевичу, но и к Борису Николаевичу, демонстративно отказавшись от его ордена к своему юбилею - в знак протеста против расстрела Верховного Совета. Каково, если швыдковские "светочи культуры" добивались этого расстрела и всячески провоцировали его, а сорок два самых "светлых светоча" потребовали потом и дальнейшей расправы над непокорными, направив специальное открытое письмо президенту.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100