«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 20%

На холме под сенью театра, в котором проводятся музыкальные фестивали


         После трёхлетнего периода службы в Мангейме в Группе армий Центральной Европы (CENTAG), который я в целом воспринимал как очень приятный, меня перевели в Байройт на должность командира батальона противотанковой артиллерии.
         Избранные произведения Рихарда Вагнера занимали в моём личном книжном шкафу особое место. И не потому, что я, скажем, обладал достаточным талантом и умением исполнять вагнеровские композиции на фортепьяно или тем более спеть какую-нибудь партию, хотя, не скрою, в юности я как-то пытался исполнять фрагменты из "Мейстерзингеров" или арию, в которой Лоэнгрин молится за своего любимого лебедя. Нет, таким талантом я, "шалопай" из мазурских лесов, к сожалению, не был наделён. Я никогда прежде не пел и не играл Вагнера, а только читал, и это чтение я нашёл чрезвычайно интересным. О том, что я не могу ни петь, ни играть Вагнера, я часто сожалел. Несмотря на мою большую любовь к Бетховену, мою привязанность к Генделю и к музыкальной искромётности любого из сочинений Моцарта или третьего акта "Вольного стрелка", эта уникальная музыка не пробуждала во мне чувств, разбуженных Рихардом Вагнером ещё в юные годы.
         И вот я приехал в "город Вагнера", в Байройт.
         Любовью к опере я воспылал ещё в школе Беринга в Хоэнштайне, привила же её мне певица Анне Н., одно время жившая у нас в Алленштайне. Очень красивая певица!
         В 1940 г. Карл Мария фон Вебер вдохновил меня на создание эскиза декораций и костюмов к третьему акту "Вольного стрелка", который потом был выставлен в фойе театра Тройданка в Алленштайне. Нельзя сказать, что сам я не отважился бы на создание эскиза декораций к произведению Рихарда Вагнера, нет, на это у меня вполне хватило бы мужества, просто мне, видимо, хотелось возвысить Вагнера для будущих времён. И вот теперь я оказался в Байройте. Не как певец или, скажем, хотя бы как музыкант, нет, в Байройте я приблизился к Вагнеру как солдат. И это пробудило в моём сердце особенные чувства. Эту музыку я принимал всем своим сердцем как чудесный дар. Она была прекрасна, она была сложна и мощна! Зарождаясь на сцене, раскаты грома великих голосов, словно предвосхищая начало последнего суда, бежали по концертному залу поверх голов благоговейно сосредоточенной публики, как будто это была прелюдия к последнему суду. Осознание музыки Вагнера - на совершение такого подвига я был не способен. Равно как, пожалуй, и на то, чтобы полностью проникнуться ею, углубиться в неё и постичь её как величественный дар, преподнесённый человечеству.
         На протяжении моей двухлетней службы в качестве командира 125-го батальона противотанковой артиллерии я имел едва ли не уникальную возможность нередко и по личному приглашению Вольфганга Вагнера собственными глазами увидеть все постановки произведений великого композитора в музыкальном театре. Довольно часто мне удавалось присутствовать и на генеральных репетициях таких постановок. Было ли это случайностью или милостью Божьей - кто теперь скажет?

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100