«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки

прочитаноне прочитано
Прочитано: 98%

Про леших и водяных в Самарском крае


         В замечательном сборнике Д.Н. Садовникова (1884) "Сказки и предания Самарского края" есть глава "Про леших и водяных". Рассмотрим некоторые предания.
         В одном лесу глухое озеро было. В озере Водяной жил, а в лесу Леший, и жили они дружно, с уговором друг друга не трогать. Леший выходил к озеру с Водяным разговоры разговаривать; вдруг лиха беда попутала: раз вышел из лесу медведь и давай из озера воду пить; сом увидал, да в рыло ему и вцепился. Медведь вытащил сома на берег, загрыз его и сам помер. С той поры Леший раздружился с Водяным и перевел лес выше в гору, а озеро в степи осталось (записано в Симбирске, ранее - Самарский край).
         Раз охотник шел лесом, и привели его собаки к норе, а в нору-то эту Леший девицу затащил. Вот он подошел к норе и кричит (охотник-то):
         - Кто там?
         - Человек.
         - Какой человек?
         - Такой же как ты.
         - Вылезай сюда!
         - Нельзя, - говорит, - мне: я вся ободранная. Кинь одежу - я вылезу.
         Охотник кинул в нору свою одежу, девка и вышла из норы. Лешего в то время в норе не было (записано в Симбирске).
         Нашински мужики не однова в лесу Лешего видали, как в ночное ездили. Он месячные ночи больно любит: сидит, старик старый, на пеньке, лапти поковыривает, да на месяц поглядывает. Как месяц за тучку забежит, темно ему, знаешь, - он поднимет голову-то, да глухо таково: Свети, све-тило, - говорит (Абрам Новопольцев).
         На реке Свияге, под кручей, у села Свияги есть Чортов омут. Большущие сазаны в нем клевали, фунтов в двадцать с лишком. Что у рыбаков лес перервали, удилищ переломали - пересчитать нельзя. Этот Чортов омут любил один мельник с ближней мельницы. Рассказывали про него, что он с водяными знается и с лешими... Пришли знакомые: - Пойдем, - говорят, - с ночевой сазанчиков поудить под Сельгу, в Чортов омут, или в другое место - на Липову Яму; а то махнем в Лаишевку, водочки купим, время проведем... Вот он сидит над лесками, сидит да поджидает лову, а ночь ясная такая! Взглянул на пойму, видит: человек не человек, чорт не чорт, а сам Водяной бегает по острову, что за рекой, за белой лошадью, с арканом. Горбоносый, старый старик, волосы до пят, всклочены, бородища по пояс, глаза так и искрятся, словно звезды: то потухнут, то опять загорятся. Сам такой грязный, зеленый, волосы, как бадяга!.. Башмачник как крикнет недаровым матом и тут же памяти лишился. После опомнился - товарищи-то и рассказывают, что он в воду упал, из омута его они вытащили, а после, как он на берегу-то лежал, им разные страхи мерещились... Они уж ползком, на карачках до стоянки-то доползли... (М.И. Извозчиков).
         В этих преданиях заметны реалистичные детали. Итак, что же можно увидеть?
         В глухом месте, в лесу, у озера жили два человекообразных существа, которые друг с другом не ссорились; одного считали Лешим, другого - Водяным. В другом случае мы узнаем, что леший жил в норе, где держал плененную им девушку, с которой обращался довольно грубо, всю ободрал. Леших видели неоднократно, особенно по ночам, в лунные ночи. Другое сообщение особенно интересно точной географической привязкой.
         Сейчас этот район находится на территории Ульяновской области. Внешний облик водяного очевидцы описывают традиционно, отмечая человеко-обезьяноподобные детали. Отмечается ночной образ жизни существа (это многократно известно и из других сообщений), а также обычное для ночных существ "свечение" глаз (как у кошек и волков - отраженным светом), опять - пристрастие гоминоида к лошадям. И сильное психическое суггестивное воздействие!
         В более новом собрании "Народная проза Самарской Луки" (составитель Ю.К. Рощевский, 2002) приводятся аналогичные былички с территории Самарской Луки (Среднее Поволжье, Самарская область): "Дикий крик" из с. Шелехметь, "Вирява" из с. Торновое, "Смех лешенки" из с. Малая Рязань, "Происхождение шишиги" из с. Сосновый Солонец, "Шишиги в колодце" из с. Аскулы, "Русалка в баклауше" из с. Мордово, "Лешенка и одеяло" из с. Брусяны, "Мужик и шайтан" из с. Севрюкаево и др. Это былички местных коренных народностей - русских, самаролукской мордвы (отдельный, исчезающий этнос), чувашей, татар.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100