«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 38%

Что говорят очевидцы?


         Большинство зафиксированных рассказов очевидцев о проявлении необычного относились к 1972-1993 годам. Это было время, когда своеобразный местный "центр Необычного" - Самарскую Луку - посещало довольно много людей.
         Сегодня туда ездят немногие, ненадолго и с целями крайне прагматичными, например, отдохнуть на даче или, сходив в лес, набрать ягод и грибов. Многие выезжают просто на реку, наловить рыбы. Ходят эти люди по строго определенным маршрутам и, сделав намеченное дело, скорее торопятся домой в город.
         Хотя имеются и некоторые исключения, так согласно оценке заместителя директора Жигулевского Государственного заповедника по охране и экологической безопасности, "в 80-90 годы ХХ века источник "Каменная Чаша" посещало до 300 человек в год. Преимущественно это были школьники и организованные туристы. Основной поток посещения приходился на первомайские праздники. Они набирали в источнике воду и проходили транзитом. После 1998 года поток туристов в это место стал постоянно расти. В 2002 году через перевал на Каменную Чашу прошло уже 800 (зафиксированных) человек, в 2004 - 2200 человек, а за восемь месяцев 2005 года уже более 1500 человек". ("Пока еще жива легенда Жигулей", газета "Живая вода" N9, сентябрь 2005 года).
         Современные мифы, легенды, былички Среднего Поволжья о Необычном в значительной степени анонимны. Наши информаторы в большинстве своем предпочитают сохранять безымянность. "Большая культура", в отличие от "мифо-субкультуры", склонна считать практически всю информацию с большим "коэффициентом странности" сомнительной или несуществующей. Отсюда берут свое начало многочисленные "санкции" против "говорящих очевидцев" - в лучшем случае в виде насмешек, подозрений в мистификациях и обмане.
         Авторы не раз слышали нечто подобное: "Ладно, вам я расскажу, но, вообще-то, что это такое, я не знаю. И если вы про это говорить или писать будете, на меня не ссылайтесь".
         Местные жители практически не фиксируют что-либо "необычное" в своем окружении и не проявляют к нему любопытства.
         Очевидец, не желающий рисковать своей репутацией, либо вынужден молчать, либо ограничится обсуждением происшедшего в кругу своей семьи или друзей. Иногда с течением времени при определенных обстоятельствах он может, сохраняя определенную степень анонимности, попытаться найти заинтересованных слушателей среди специалистов. Но и при этом он будет рассказывать о своих впечатлениях, как умеет.
         Еще раз отметим: с одной стороны современное общество отвергает рассказы о необычном, с другой стороны, под воздействием масс-культуры, делает возможным их востребованность и тиражирование, чаще всего на страницах так называемой "желтой прессы" или игровых сериалах.
         В качестве примера работы группы можно рассмотреть четыре различных устойчивых пласта верований, подкрепляемых современными быличками и "привязанных" к конкретным материальным объектам "следам" на местности.
         Рассмотрим несколько характерных рассказов, подвергнутых в первом приближении наиболее полной проверке.
         Пример первый - так называемый "Мирный город", странствующий город современного народного фольклора Среднего Поволжья. Это Жигулевский аналог таких объектов, как "невидимый град Китеж" (Россия), "Небесный город Асуров" (Индия), "пропавший город Ис" (Франция) и т.д. "Мирный город" - "фантомный город", "город призрак", случайно наблюдаемый в различных районах Самарской Луки. Чаще всего он имеет привязку к берегу р. Волга, но иногда соотносится и с другими территориями. Этот город обычно либо вписан непосредственно в местный ландшафт, либо приподнят над горизонтом. Иногда он виден отраженным в водах реки (в данном качестве в 2002 году в районе п. Ширяево город-фантом был даже заснят на видео-камеру).
         Первые обнаруженные авторами литературные фиксации этого объекта принадлежат А.Ф. Леопольдову ("Исторические заметки о Самарском крае", 1860 г.) и Н. Степному ("Сказки Волги", т.1, Собрание сочинений в 10 т., М., 1927 г.).
         "Мирный город" является характерным представителем целой группы "объектов-призраков", известных в Среднем Поволжье (Анализу рассказов об этих объектах посвящена авторская книга "Миражи над Жигулями", выпущенная издательством "НТЦ", Самара, 2002).
         Наиболее часто рассказы о появлении "Мирного города" поступают из района Васильевских островов. В 1987 и 1989 годах в эти места были организованы две экспедиции для опроса местных жителей и проведения непосредственных наблюдений. Группе удалось записать несколько рассказов, а также наблюдать ряд интересных оптических эффектов.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100