Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Никаких вам квот

http://potrebnosti.globalrus.ru

Автор: Николай Суханов


        Поддерживать отечественное кино нет никакой возможности


         Принятие законов о поддержке родного кинематографа - известная патриотическая мера, знакомая не только откровенно нелиберальным государствам вроде Белоруссии, но и наипрогрессивнейшей Франции. Действительно, бессмысленные голливудские комедии и нравоучительные истории об очередном агенте ФБР в Лос-Анджелесе давят всемирный прокат таким катком, что защититься от них можно только "особыми мерами". Однако Россия и в этом смысле исключение, а проблема кинопатернализма здесь совсем не то, что дежурный антиамериканизм в Париже. Так, депутаты российской Государственной Думы совсем недавно отклонили в первом чтении законопроект о введении квот на показ российских фильмов. Авторы закона (разумеется, депутаты от ЛДПР во главе с непременным Митрофановым) предлагали обязать прокатчиков осуществлять публичный показ национальных художественных фильмов на уровне не менее чем 40 процентов от числа всех демонстрируемых в данном зале картин в течение года. Но депутаты не поддержали сего патриотического начинания - в частности, член комитета ГД по культуре кинорежиссер Станислав Говорухин, высказываясь по поводу законопроекта, заявил, что "на сегодняшний день российское кино гораздо безнравственнее зарубежного", и потому "вряд ли целесообразно вообще ставить вопрос о необходимости какого бы то ни было квотирования фильмов".
         Славная история: в кои-то веки можно всецело поддержать мнение г-на Говорухина, вообще-то отнюдь не блестящего мыслителя. Руководствуясь даже самыми отчаянными патриотическими соображениями, ограждать русское кино от голливудской конкуренции все равно никак не получается. Просто потому, что такое защищать, извините, нельзя.
         Ибо деятельность нескольких ныне существующих в России кинофабрик (и особенно той, что работает под началом Константина Эрнста) вызывает только одну реакцию: физиологическую. Хочется не то что спорить, критиковать, ругаться, а исключительно зажать рот и выбежать из кинозала. Ошалело взирая на очередной "блокбастер" с какими-то "Завулонами", "Гессерами" и непременной рекламой канала ОРТ, поначалу не понимаешь: да как эти деятели вообще осмеливаются демонстрировать свою самодеятельность?


         Добро бы дело ограничивалось только чудовищными телесериалами, в которых нехорошие, нерусские Мандельштам и Пастернак избивают Сереженьку нашего Есенина - в конце концов, телевидение жанр по определению пошловатый, и ждать от него кудрявых достижений может разве что критик Ирина Петровская. Но в случае с "большим кинематографом" сочетание оглушительной бездарности и напроломной наглости все-таки удивляет. А еще больше удивляют неглупые, вроде бы, люди, способные всерьез обсуждать любую тошниловку, отправленную кем-то на экран. Ночные и дневные "Дозоры", "Сволочи", "Бумеры", "Гарпастумы", "Личные номера", "Роты", "Статские советники" - простите, но кем нужно быть, чтобы верить, что все это и есть кино?


         И кстати: есть ли смысл как-либо законодательно радеть за этих фильмоделов, коль скоро за них уже заботливо, отечески порадели? Ведь нынешнее русское кино - это прежде всего кино сынков. Не по возрасту жирные, сверх всякой меры мажорные, с чистыми, не омраченными интеллектом лицами сынки бесконечно получают бюджеты, студии, продюсерскую благосклонность - ведь их великие папы и в самом деле кое-что сделали, так зачем же пускать в бизнес чужих? Результатом же подобной внутрицеховой гармонии является не только абсолютный эстетический ноль, но и полное отсутствие в современном русском кино нынешней России - ведь отечество наше сильно отличается от навязанного нам сынками виртуального кино-государства, состоящего из Тверской улицы и фильмов Тарантино. И это неудивительно: происходящее вокруг сынков не интересует, они ведь - та же "Рублевка", лишь рангом поменьше. А уж когда эта публика начинает, скрипя шарнирами, выдавать на гора "русскую историю" или, хуже того, "патриотизм" - получается совсем скверно. Чемодан с долларами и кокаин - в этом, по крайней мере, Иванов-Петров-Сидоров-младший действительно смыслит, "знает тему", так и не трогал бы загребущими мягкими лапками Россию 1914 года или афганскую войну.
         Ну а если вспомнить излюбленную Говорухиным и Ко тему "нравственности"? Безусловно, древний патриотический тезис о растлевающем влиянии Запада давно устарел. В современной реальности Россия безусловно состоялась в качестве всемирного средоточия цинизма - и если жанровое голливудское кино только тем и занимается, что "учит добру", то русские коммерческие кинообразы поражают своим откровенным ломброзианством. Казалось бы, сколько есть проверенных десятилетиями балаганных номеров, отрабатывай их хоть до скончания века - один "честный полицейский, решивший восстановить справедливость" чего стоит. Но ведь нужно же найти для этого хотя бы одну благородную физиономию!

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100