Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Пропаганда наркомании в отечественных СМИ

http://www.contr-tv.ru

Автор: Любимова Анна Александровна


        Чуть больше года назад телеканалом РТР была показана авторская программа Елены Масюк о наркомании "Караван". На первый взгляд, центральная мысль фильма - осуждение растущей во всем мире наркомании. Именно этого и ожидает зритель от передачи государственного канала. Однако анализ словесного и аудио-визуального ряда этой программы открывает прямую пропаганду наркомании. Рассмотрим некоторые приемы авторской технологии Елены Масюк.


         1. Внедряется миф о том, что наркомания глубоко традиционное явление для общества. Известно, что слово "традиция" вызывает в сознании ассоциации с чем-то спокойным, правильным и нерушимым. Поэтому Е. Масюк сразу вспоминает о ритуальных обрядах народов Севера и на этом добротном фоне из народных плясок и северных оленей сообщает об использовании шаманами галлюциногенных грибов. Таким образом, в сознании происходит соединение видео образа традиции с вербальным сюжетом о галлюциногенных грибах. Более того, новоиспеченный миф сакрализуется с помощью чтения отрывка из старинной книги "О пирах и забавах Камчадала", которая предстает в виде светящегося тома, открывающегося без посторонней помощи.
         2. Другой миф, программирующий и разрушающий сознание: наркотики полезны для здоровья. В фильме приводятся "...многочисленные примеры использования марихуаны в медицинских целях". Напротив, лечение - опасно для жизни - большой фрагмент рассказывает о частной наркологической клинике, где очень дорогое ненаучное лечение исцеляет лишь 5% наркоманов, в то время как все пациенты подвергаются реальному риску не пережить лечение. В подтверждение словам диктора приводится леденящий душу фрагмент художественного фильма о пытках на электрическом стуле.
         3. Еще один миф, обогащающий предыдущий: наркомания - явление, созвучное морали и культуре. В передаче подробно рассказывается о музее конопли, где есть даже русские экспонаты, существует колледж - образовательное учреждение, в котором читаются лекции по использованию наркотиков, и, наконец, поставлен даже философский спектакль о наркотороговле, фрагменты которого показываются в передаче.
         Так, наркомания выводится из ряда "безнравственных явлений" и возводится в ряд возвышенных, достойных запечатления в культуре. Крупные наркоторговцы приравниваются к руководителям государств: так в Таджикистане портреты наркокороля Алиша Алимбекова украшает улицы наряду с портретами президента Таджикистана. Скрытое сообщение, заложенное в этой информации таково: "Президент - законная власть. Наркокороль - почти президент. Следовательно, наркокороль - законная и положительная фигура".
         4. Три упомянутых мифа укрепляются еще одним: наркомания не мешает нормальному образу жизни. Наркоманы рассказывают, как вошли в колею нормальной жизни, теперь они работают, а наркотики (героин) принимают только после работы. Таким образом, наркомания становится НЕОБХОДИМОЙ частью созидательного образа жизни. В финале передачи алыми буквами дается текст: "В прошлом году в России от употребления наркотиков скончалось 104 тысячи 810 человек" . Шестизначное число разорвано лишним в данном случае словом "тысячи", поэтому визуально воспринимается как два разных числа 104 и 810. Таким образом, миф дополняется манипуляцией с цифрами.
         5. Еще один ударный прием - манипуляция с помощью контекста - помещение слов, означающих наркотические вещества в привычный всем контекст "еда". Наркотик становится съедобным, его можно попробовать в голландских кафе, его цена зависит от качества (как у любого продукта), лучшие сорта выращиваются в Голландии, затем они хранятся в морозильных камерах и в специальных контейнерах. Главное - не запутаться в сортах, которые очень подробно перечисляются ведущими. Наркотик встает в один смысловой (семантический) ряд с едой, меню, качеством - переносится в группу слов с "мирным" смыслом.
         6. Манипулятивное внедрение образа в подсознание за счет ассоциаций и повтора. Со времен книги Г. Лебона "Психология народов и масс" повтор известен как мощнейшее средство манипуляции сознанием (вспомните припевы, повторяющие основную суть русской песни. Прим.М.Т.). Это и делается в "Караване": названия наркотиков постоянно, навязчиво соединяются со словами, вызывающими положительную реакцию. Вот эти контексты: "кайф", "полетать", "мультики посмотреть", "расслабиться", "все такое яркое, зеленое, красивое", "несколько секунд блаженства", "Это просто потрясающе!"

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100