«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 61%

Часть третья: "Скажи в чем твоя проблема, - и я скажу кто ты!"


         Сравним типичные американские и типично российские фильмы.
         В американском фильме решаются проблемы вида:


         1) кто кого главнее (вариант: Америка - самая главная страна в мире);
         2) кто кого сильнее (вариант: кто кому "в морду даст"); аналогично и в случае страны - естественно, Америка всем "даст";
         3) сексуальные проблемы;
         4) личной удачи и личного обогащения.


         По большому счету, данные фильмы направлены на то, чтобы развлечь "среднего человека" (американца). А раз так, то мышление в процессе просмотра фильма как-то не предусмотрено. Предусмотрено проявление эмоций и самых элементарных инстинктов. Таких, как инстинкты самосохранения и размножения.
         В российском же фильме (имеется в виду фильмы производства до 1991 года), решаются проблемы морально-этического плана, проблемы взаимоотношений между людьми. Чисто детские проблемы типа: кто кого главнее и кто кому в "морду даст" и т.д. - вынесены за пределы обсуждения, так как априори предполагается, что взрослый человек эти детские проблемы решил, оставил в детстве и ныне эти проблемы для него главными не являются. Так же вынесены за пределы обсуждения и проблемы величия державы, в виду того, что оно итак не раз, на протяжении очень долгой ее истории, подтверждалось.
         Российские фильмы, как правило, направлены на то, чтобы, во-первых, чему-то научить. Естественно, чему-то доброму, светлому. Во-вторых, либо решить, либо "поднять" какую-то из "вечных" проблем. То есть российский фильм ориентирован, прежде всего, на человека думающего. Вполне естественно, что люди, привыкшие к американскому кинопрокату таких фильмов не понимают, так как ожидают чего-то в стиле "трах-бабах!", где думать не надо.
         Если кратко описать, поэтому, восприятие российским зрителем фильмов, то можно сказать так: российский фильм воспринимается нашим зрителем как одна из форм описания реальности, американский же - как сказочка.
         Что же это может значить с психологической точки зрения?
         Любому психологу известен факт, что человек в своих грезах стремится решать свои главные психологические проблемы. А что есть американский фильм? Этот фильм, по большому счету, это овеществленная греза. Человек, смотря фильм, отождествляет себя с участниками действа, и чем более соответствует действо его личной внутренней проблеме, тем больший отклик вызывает этот фильм. Всем так же известно, что в мечтах у человека все осуществляется, а раз фильм это овеществленная мечта, то и от фильма человек будет ожидать осуществления той мечты, что у него есть.
         Но так же известно из той же науки - психологии, что если пути достижения данной мечты нереальны или нереальны представления человека о чем-либо, то для того чтобы как-то исправить положение надо те самые стереотипы сломать. Сломать их можно, только показав полно и убедительно их несостоятельность. Не тешить иллюзиями, а сломать. А что значит "сломать стереотип" для человека? Это значит, что, так или иначе, причинить ему боль. Это так же значит, что человек может потерять значительную часть своей самоуверенности и самоуважения. Может ли пойти на сознательное причинение себе боли человек, привыкший к благополучию и потребительсту? Нет. А человек не благополучный? Может, если не обладает все той же, чисто детской, психологией потребительства.
         То есть человек по своей культуре должен быть хотя бы на ступеньку выше детства. Он должен осознавать ответственность за себя и окружающих. Без такой ответственности невозможно пойти на причинение себе неприятностей для самоусовершенствования.
         Обратим теперь внимание на рассмотренный выше сюжет про поведение группы в экстремальных условиях. С точки зрения российского обывателя поведение героев дико и нетипично (по крайней мере, считается им неправильным). Но если обратиться к самой идеологии либерализма, то такое поведение людей уже не кажется диким и необычным. Тот самый принцип "войны всех против всех" (по Тойнби и Локку), записанный в законах либерального общества и порождает таких индивидуалистов. Там прямо предполагается, что человек - сволочь и зверь от рождения. А раз так, то его надо держать в "ежовых рукавицах" закона, дабы он не показал всем и вся свое звериное нутро.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100