«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 33%


         В том же письме Риган просил разрешение выплачивать ежемесячную зарплату немецкому служащему бернского отделения концерна с имевшегося у него в Швейцарии клирингового счета. Далее он сообщал, что "Стандард ойл" по-прежнему принадлежит на Рейне баржа "Эссо-4", находящаяся с самого начала войны в распоряжении гитлеровцев, причем ДАПГ, немецкий филиал концерна "Стандард ойл", платит в Нью-Йорк за пользование этой баржей. Что касается принадлежащих концерну барж "Пико-I" и "Пико-II", то они регулярно перевозят по Дунаю грузы для Круппа, "И. Г. Фарбениндустри" и других нацистских компаний, а "Стандард ойл" получает за это деньги, выплачиваемые нацистами через ДАПГ.
         Особое внимание в письме было уделено некоему Жану Инглесси. Он занимал ответственный пост в парижском отделении "Стандард ойл" во время нацистской оккупации, оставаясь также членом совета директоров филиала "Стандард ойл" в Лозанне (Швейцария).
         Риган настаивал, чтобы Инглесси и впредь сохранял оба поста.
         Далее Риган ходатайствовал перед госдепартаментом о предоставлении концерну "Стандард ойл" официально го разрешения на перевозки принадлежащих ему цистерн нефти по железным дорогам оккупированной Франции в Швейцарию. Несколько таких цистерн уже было предоставлено в распоряжение немецкой армии и застраховано швейцарским страховым агентством на случай непредвиденных обстоятельств в военное время. ""Стандард ойл" стремился заручиться поддержкой госдепартамента и заставить швейцарские власти потребовать у нацистов возмещения ущерба - цистерны были повреждены во время бомбежки английской авиацией.
         26 декабря 1941 года Джон Вайнант, посол США в Лондоне, обсуждал этот вопрос с министром финансов Великобритании сэром Кингслеем Вудом. Все взвесив, ответственные представители стран-союзниц в войне против нацистской Германии не решились прекратить экономическую помощь врагу. Мастерски воспользовавшись дипломатической риторикой, они признали, что "предпочтительней", разумеется, было бы, если бы швейцарская, а не американская компания занималась поставками горючего дипломатическим миссиям стран "оси", но если все останется по-прежнему, тоже не страшно. Самое главное - "избежать риска спровоцировать противника подняв этот вопрос". Стороны пришли к следующему выводу, о котором Вайнант тут же сообщил в Вашингтон:
         "Посольство США разделяет мнение британского правительства о том, что в данный момент не следует ломать установившийся порядок вещей и предпринимать шаги, которые едва ли негативно отразятся на положении Германии, а только усугубят тяжелое положение союзников и лишат перспективы деятельность американских и британских нефтяных компаний".
         Дух потворства коллаборационизму бизнесменов с врагом восторжествовал. Американский посол и британский министр согласились с тем, что служащий-нацист будет получать зарплату из американского кармана. Плату за аренду нацистами речных барж было решено по-прежнему перечислять крупнейшему американскому концерну. Жан Инглесси может, как и раньше, занимать руководящий пост в отделении концерна с условием, что он не будет постоянно проживать в оккупированной Франции. Наконец, "Стандард ойл" получит официальное разрешение от соответствующих ведомств на переговоры с Францией через отделение "Чейз нэшнл бэнк" в Париже для истребования возмещения ущерба, нанесенного концерну. (Во время бомбежки взорвались железнодорожные цистерны, принадлежащие "Стандард ойл").
         29 декабря посольство США в Лондоне направило в Вашингтон ходатайство об удовлетворении всех поданных заявок на торговлю с врагом.
         Дела были переданы на рассмотрение Моргентау. Под сильным нажимом со стороны госдепартамента он санкционировал почти все сделки, но наотрез отказался разрешить "Стандард ойл" и впредь поставлять топливо дипломатическим миссиям стран "оси". Однако ему пришлось согласиться, чтобы поставки продолжались, пока их не возьмет на себя какая-нибудь швейцарская компания.
         28 января Гаррисон в резкой форме выразил несогласие с этим решением, повторяя привычный довод о том, что "крайне опасно провоцировать противника", однако взял на себя заботу подыскать швейцарскую фирму, готовую стать преемницей американского концерна.
         Результатом бумажной волны, поднятой по всем этим вопросам причастными к делу ведомствами, явилось то, что "Стандард ойл", как и раньше, снабжал горючим противника, а в обмен получал топливо и бензин для американской дипломатической миссии, и продолжалось это до середины 1943 года.
         Торговля с врагом шла бойко не только на европейском рынке, но и в Латинской Америке. 5 марта 1943 года "Стандард ойл" получил разрешение от госдепартамента на покупку у одной из контролируемых нацистами корпораций большой партии специального оборудования. 22 марта юрисконсульту адвокатской конторы в Рио-де-Жанейро, занесенному в "черный список", "Стандард ойл" перевел 3668 долларов "за услуги". Практически каждый раз, когда концерн обращался к госдепартаменту и министерству финансов с просьбой о разрешении на торговлю с контролируемыми противником компаниями, ответ был положительным. 21 апреля Дювузэн отправил в Цюрих телеграмму, подтверждающую отправку 16,7 тонны горючего нацистам. Телеграмму перехватила цензура и срочно передала всем подразделениям разведки... но никакой реакции не последовало.
         1 июня 1943 года И. Стоун, корреспондент журнала "Нэйшн" (кстати, ничего не подозревавший о приведенной выше переписке между представителями правительственных органов США по поводу "Стандард ойл", ибо все эти документы были рассекречены только в 1981 году), опубликовал отчет о торжественном обеде, устроенном руководством концерна для акционеров концерна в Флемингтоне (штат Нью-Джерси). Репортер не без юмора описывал, как Ральф Галлагер, преемник Уолтера Тигла на посту председателя совета директоров, пытался отбиться от возмущенных акционеров, в основном почтенных и патриотически настроенных потомков первых американских колонистов, желавших знать правду о сотрудничестве концерна с флагманом нацистской экономики - "И. Г. Фарбениндустри". Галлагер приготовил "веские" аргументы против подобных нападок. Он продемонстрировал собравшимся двух молчаливых молодых людей, случайно уцелевших после того, как нацистские подводные лодки по недоразумению пустили на дно два танкера "Стандард ойл". На этом основании акционерам по сценарию Галлагера был задан риторический вопрос: можно ли ставить под сомнение патриотизм компании, принесшей на алтарь борьбы с фашизмом жизнь трехсот своих людей? "Цинизм Галлагера, - писал в своем репортаже корреспондент, - вызвал у меня легкую дурноту".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100