«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 71%


         Вообще же войны, начиная с Вьетнама и кончая Афганистаном и Чечнёй, показали, что в лице вертолёта родился новый вид оружия. Подтверждением этому стало и применение вертолётов в арабо-израильских конфликтах - в основном как средства борьбы израильтян с танками противника.
         Поэтому, когда встал вопрос о создании боевого вертолёта второго поколения (если считать, что Ми-24 принадлежит к первому), то был объявлен конкурс между конструкторскими бюро Миля и Камова. К этому времени оба выдающихся генеральных конструктора ушли в мир иной, и вместо Миля был назначен Марат Николаевич Тищенко, а вместо Камова - Сергей Викторович Михеев. Оба они были тогда ещё молоды. С Маратом Николаевичем Тищенко и Генрихом Васильевичем Новожиловым мы вместе проходили все "инстанции", которые было положено пройти перед назначением на высокую должность. Они становились генеральными конструкторами, а я - начальником института. Шёл тогда 1970 год...
         Когда умер М.Л. Миль, оказалось, что найти ему замену очень непросто. П.В. Дементьев приехал тогда в КБ, собрал всех заместителей генерального и сказал:
         - Вы знаете, мы проанализировали ваши кандидатуры и пришли к выводу, что никто из вас не может занять должность руководителя КБ. Слишком велик возраст. Даю вам сутки на размышление, кто из вашего коллектива им может быть. Если не найдёте такой кандидатуры, я сделаю это сам.
         Скорее всего, у него в запасе был кто-то из специалистов камовского КБ, может, даже И.А. Эрлих, который как раз вошёл в конфликт с Камовым, был не у дел и даже недолго работал у нас в институте. Но Дементьев понимал, что всякий "варяг" в устоявшемся коллективе будет принят не очень любезно, и войти ему в чужую среду будет непросто. И замы Миля, вместе с парткомом, за ночь выбрали М.Н. Тищенко, который в это время был начальником проектного отдела и стоял на ступень ниже их. Дементьев согласился с их мнением.
         Н.И. Камов же подготовил себе преемника в лице С.В. Михеева, и там смена генерального прошла более гладко.
         С Маратом Николаевичем мне пришлось работать много и долго. Он очень квалифицированный конструктор, я бы даже сказал - одержимый. Причём он, в отличие от многих генеральных, не просто дирижировал созданием какой-то конструкции, а сам занимался её расчётами и проектированием. И, поскольку мы с ним соседи по даче, то я часто видел, как и там он что-то писал, считал. Даже на собраниях дачного кооператива он садился в уголке и что-то рассчитывал в блокноте. Тищенко блестяще понимает все тонкости динамики вертолёта как летательного аппарата, проблемы расчёта винтов, редуктора...
         Однажды Пётр Дмитриевич Грушин, наблюдая полет вертолёта во время показа в ЛИИ им. Громова, сказал: это не аэроплан, который держится в воздухе за счёт подъёмной силы несущих плоскостей и может планировать, а просто-напросто летающий механизм, который держится на редукторе, а механизм имеет обыкновение отказывать... Но Тищенко очень хорошо умеет рассчитывать этот механизм и обеспечивать необходимую надёжность. Это КБ строит вертолёты классической схемы с несущим и хвостовым винтами. Камовцы же идут по пути создания машин с соосными винтами, и кажется, никто в мире больше не умеет этого делать. Эту идею разработал сам Н.И. Камов, и она легла в основу его школы вертолётостроения.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100