«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 61%


         Приехал я с чертежом, где стояли подписи П.В. Дементьева и моя к А.И. Микояну и предложил ему переделать установки в соответствии с решением министра. Артём Иванович посмотрел чертёж, взял его и поехал... к министру. Он показал Дементьеву силовой набор крыла, который пришлось бы менять в случае установки бомбодержателя, предлагаемого нами. Естественно, на это никто бы не пошёл, и Дементьев вынужден был отменить собственное решение.
         Подобных несуразностей в нашей авиации хватало, поэтому проблема унификации буквально витала в воздухе, что и подталкивало Д.Ф. Устинова к желанию создать один самолёт, танк и т.д. Он неоднократно поднимал вопрос о том, что вместо двух истребителей - тяжёлого и лёгкого - нужно строить один, но наш институт и я, в частности, твёрдо защищали концепцию двух машин. Хотя история их создания развивалась весьма драматически.
         Самолёт "Сухого", может быть, вначале немного уступал по манёвренности МиГу, но по всем остальным показателям превосходил его: он нёс больше топлива, дальше летал, имел хорошую боевую нагрузку и т.д., поскольку обладал увеличенной размерностью. Его стоимость военных как-то не волновала: они заказывали определённое количество машин, а денег на них государство давало сколько нужно. Естественно, при таком сравнении "Су" выглядел лучше, чем лёгкий "МиГ", при условии, что критерий "эффективность - стоимость" в их сопоставлении исключался. Всё это и давало повод Д.Ф. Устинову усомниться в необходимости создания обеих машин, но, к счастью для ВВС, он стал министром обороны, когда работа над ними продвинулась уже так далеко, что останавливать её не было смысла.
         К созданию этих самолётов мы подошли в институте очень серьёзно. Мы понимали, что у них есть только два потенциальных противника - F-16 и F-15, но основное внимание сосредоточили на последнем. По размерности он был ближе к будущему Су-27, но немного легче его и поэтому мы решили, что именно F-15 представляет наибольшую угрозу. В этом нас убеждали и показы его на авиакосмических салонах в Ле Бурже и Фарнборо, где мы тщательно изучали эту машину. Она производила хорошее впечатление, как очень "серьёзный самолёт". Поэтому мы решили, что не должны стремиться лишь к тому, чтобы наша будущая машина не уступала сопернику по высоте, тяговооруженности, дальности полёта и т.д. Надо идти дальше и попытаться понять, как F-15 ведёт себя в динамике, в бою, насколько он эффективен в боевом применении.
         Для этого мы использовали моделирующий стенд "Воздушный бой". В "бою" на нём могли участвовать настоящие лётчики, но сам процесс "схватки" моделировался с помощью математики и вычислительных машин. Это позволило нам варьировать все технические параметры "самолётов", а критерием их оценки было мнение лётчика, который должен сказать, выиграет он бой у противника или нет, имея в своём распоряжении машину с теми или иными возможностями.
         Стенд представлял собой две сферы, на которых отображалась воздушная обстановка - горизонт, самолёт противника, его манёвры и т.д. Лётчики же сидели в кабинах нашего самолёта и самолёта противника и могли вести "бой". По тем временам - конец 70-х - начало 80-х годов - это был очень совершенный стенд, может быть, даже более мощный, чем у фирмы "Макдоннэл Дуглас", который она построила для проработки концепции F-15.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100