«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 59%


         В институт постоянно приезжали лётчики-испытатели, штурманы, для того чтобы сесть, по сути дела, в "живую кабину" экипажа и отрабатывать сложнейшие режимы, поскольку тренажёра Ту-160 в стране не было. Очень важным моментом была отработка режима выставки инерциальных систем крылатой ракеты на самолёте, режимы её пуска.
         Баллистические ракеты, которые стартуют из шахт, имеют гироинерциальные платформы, точно выставленные по осям пусковой установки. Это позволяет "закачивать" полётное задание в единую систему координат, привязанную к базе, которой является шахта.
         Для крылатой ракеты такой базой выступает самолёт, который не только движется в пространстве, но ещё и постоянно деформируется под воздействием различных нагрузок, получаемых в полёте, поскольку является упругой системой. Эта деформация может достигать одного градуса и больше, а выставку инерциальной системы ракет надо производить с точностью до угловой секунды. Причём ракета находится не в центре тяжести самолёта, а под крылом либо в отсеке, где "гуляют" свои деформации... Поэтому решение задачи, как её выставить с такой высочайшей точностью на качающемся упругом подвижном основании, потребовало от нас буквально напряжения всех умственных способностей коллектива.
         В конце концов мы использовали так называемую аналитическую выставку. Суть её заключалась в том, что самолёт в полёте делал "змейку", при этом манёвре создавались перегрузки, гироинерциальная платформа ракеты измеряла возникающие ускорения, и то же самое выполняла гироинерциальная платформа самолёта. Далее шла выставка платформы ракеты так, чтобы вектор ускорения, измеряемый ею, соответствовал вектору ускорения, определяемому гироинерциальной платформой самолёта. Эта платформа являлась базовой, и ракета настраивалась по вектору ускорения, а не по геометрическим осям. В этом, упрощённо, и заключалась идея "аналитической выставки", которая давала требуемую точность при нацеливании ракеты. Конечно, крылатая ракета имеет автономную систему управления, которая корректирует её полет по физическим полям, в нашем случае по рельефу местности. Но прежде чем попасть в первую её зону, она должна идти очень точно к ней от точки пуска. Если мы неправильно выставим инерциальную систему, то можем просто не попасть в первую зону коррекции, лежащую более чем за тысячу километров от зоны пуска. Ведь чем дальше находится эта зона от авиабаз противника, тем меньше шансов, что он перехватит наши самолёты, тем меньше будут возможные потери. Поэтому "выставка" ракеты должна быть произведена с величайшей точностью, так как ошибка в какой-нибудь градус может увести её далеко в сторону от первой зоны коррекции, и она просто "заблудится", не "увидев" под собой того рельефа, который заложен в её памяти.
         Поэтому нам пришлось создать на стенде достаточно большой объём программ, провести тысячи "полётов", и прежде чем Ту-160 был принят на вооружение, мы полностью отрабатывали двенадцать или четырнадцать версий программного обеспечения систем управления его оружием. При этом каждая редакция версии была доведена до логического конца, имела законченный вид, но поступали новые вводные, мы сталкивались с какими-то неизвестными доселе явлениями, и приходилось снова и снова менять алгоритмы. К тому же мы выгребали сотни и тысячи ошибок из каждой версии программы, пока не доводили её до блеска.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100