«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 45%


         Что же выяснилось?
         Вначале мы сравнили габариты наших танков и потенциального противника. Оказалось, что ширина танка в СССР определялась размером... железнодорожных платформ. Поэтому и Т-34, лучший танк Великой Отечественной, и новейший Т-80 одинаковы по размерам, хотя современный танк имеет колоссальной толщины броню, радиационную защиту, новейшее вооружение и т.д. Американские, немецкие, израильские танки - шире наших, потому что их возят на трейлерах, а мы свои - по железным дорогам. Это делается для того, чтобы сэкономить моторесурс, составляющий не более тысячи часов. В условиях войны этого достаточно, а вот в мирное время, чтобы не гонять танки впустую, их перевозят на платформах, потому что Россия, как известно славится своими плохими автомобильными дорогами и трейлеры по ним не пройдут, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке.
         Значит, и нам, и противнику нужно уместить примерно одинаковую "начинку" танка в корпуса, разные по объёму. Газотурбинный двигатель компактнее дизеля при равной мощности - так появился первый "плюс" в его пользу.
         Дальше мы стали рассматривать, как может сложиться дуэль между американскими вертолётами и нашими танками. Американцы к этому времени уже широко применяли вертолёты во Вьетнаме, в арабо-израильских конфликтах для борьбы с наземными целями. Оказалось, что и здесь газотурбинный двигатель предпочтительней, поскольку обладает лучшей "приёмистостью" (в авиации говорят "тяговооруженностью"), чем дизельный, и позволяет машине быстро выдвинуться на нужный рубеж или в укрытие. Промоделировав такую операцию вместе с "Трансмашем", мы пришли к выводу, что газотурбинный танк выигрывает по многим параметрам у дизельного, хотя и потребляет больше горючего.
         В общем, когда мы промоделировали ряд операций, написали небольшой отчетик, Устинов лично прочитал его и сказал: "Вот и конец спорам, потому что мы имеем научное обоснование". И танк Т-80 был принят на вооружение. Но эта борьба была очень сложной.
         Дело в том, что шла она при Л.И. Брежневе, и члены Политбюро играли значительную роль в решении такого рода проблем. За спиной харьковского танка стоял Щербицкий, челябинского - Кириленко, а в Ленинграде - Романов. Вот эти три члена Политбюро дрались, каждый за свой танк. Устинов, тоже член Политбюро - бывший ленинградец, и, естественно, в душе он тоже тянулся к ленинградскому проекту, к тому же он был, в какой-то мере, патриотом новых решений. Надо ему отдать должное: новое решение всегда трудно даётся. Есть такая общая философия: когда рождается что-то новое, то, насколько оно устойчиво к враждебной среде, настолько, рано или поздно, оно и пробивается в жизни. Эта закономерность срабатывает не только в технике, но и в искусстве и вообще где угодно. Как правило, вся среда, предшествующая появлению какого-то новшества, враждебна к нему, она прилагает немало усилий, чтобы разрушить это новое, ставит всяческие препятствия. Если какое-то решение неустойчиво, - оно погибает, если же обладает определённой прочностью, то рано или поздно пробивается. Конечно, его могут "угробить" и по субъективным причинам, таких примеров в военной технике очень много.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100