«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 27%

Глава 3. Семидесятые

Назначение начальником института. Наша доктрина ПВО. Самолёт Ту-22М


         Это произошло в начале 1970 года и, на мой взгляд, было не очень справедливо по отношению к В. А. Джапаридзе, когда его просто грубо сняли с работы. Даже если он того заслуживал, о чём я не знаю, то сделать это можно было и более интеллигентно.
         В общем, приехал А.А. Кобзарев в институт, собрал всех руководителей научных подразделений, представил меня как начальника института, после чего встал, попрощался и... ушёл. И с этого момента мне пришлось заниматься уже другим кругом вопросов. Но об этом - позже, а пока немного коснусь стратегии и тактики СССР в области строительства ПВО и вернусь к работам над Ту-22М.
         В Советском Союзе в середине прошлого века придавалось особое значение строительству противовоздушной обороны. Она создавалась как бы в виде двух "заборов" из комплексов зенитных ракет. Один пытались выстроить на границах СССР, а второй - вокруг жизненно важных объектов промышленных районов. А в зоне между ними должны были действовать истребители-перехватчики. Вот такая доктрина ПВО, как предполагалось, могла защитить нашу страну от воздушного нападения противника. Конечно, средств даже у такой державы, как СССР, не хватало, чтобы создать "забор" по периметру всей границы. Но вокруг больших городов и особо важных промышленных районов, таких, как Центральный, куда входила и Москва, он был создан и прикрывал их зенитными ракетами. Московский регион был защищён даже двумя кольцами ПВО. А по периметру СССР средствами ЗУР закрывали только приграничные города, такие, как Ленинград, Львов, Баку и другие, в основном на северо-западе, западе и юго-западе, откуда могли быть нанесены воздушные удары, поскольку главным противником считались страны НАТО. Всё "предполье", включая Восточную Европу, куда входили страны Варшавского Договора, океанические зоны Севера и Дальнего Востока, предполагалось, будут прикрыты действиями истребителей-перехватчиков, так же, как и всё небо СССР. Поэтому мы и строили перехватчики, как основной вид истребителя.
         Эту линию начал Су-9, затем продолжили Су-11, Су-15 КБ Сухого и МиГ-25, высотный перехватчик КБ Микояна. Последним самолётом, который нёс в себе идею фронтового истребителя, способного поддержать с воздуха действия сухопутных войск, и формально не входившим в систему ПВО, был МиГ-21. На нём стояло лёгкое вооружение, в частности, ракета К-13. Этот самолёт очень широко продавался. По-моему, более 15 000 машин ушло только за рубеж, в разных модификациях, последняя из которых, МиГ-21 "бис", пришлась на 70-е годы. Его охотно брали в Сирии, Ираке, Вьетнаме, Мозамбике, других странах Африки... МиГ-21 "бис" был рождён в 1972-1973 годах в период египетско-израильской войны. Он был модифицирован за счёт создания гаргрота на "спине" фюзеляжа, где размещалось дополнительное топливо, что увеличивало его дальность; было усовершенствовано вооружение... Первые МиГ-21 были чисто "пушечные", потом пушку сняли и поставили ракеты "воздух-воздух", работавшие по лучу, - К-5 и К-5М. А вот появление его с ракетами К-13, копировавшими линию "Сайдуиндера", родило МиГ-21 МФ, который лёг в основу МиГ-21 "бис".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100