«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 18%


         Эта короткая речь как будто мгновенно всех отрезвила. И после этого заседания коллегии МАП, - а также, я уверен, и других, на более высоком уровне - родилось новое министерство - общего машиностроения. В него перешли разработчики и конструкторы, сменившие авиационную тематику на космическую: Челомей со своими КБ и заводами, НИИ-1, ставший центром им. Келдыша и занимающийся жидкостно-реактивными двигателями, ОКБ Лавочкина, которое переключилось на решение проблем дальнего космоса, и "лунники", и другие. В MOM перешёл и Королёв с НИИ-88 и группой заводов. Первым министром нового министерства был назначен С.А. Афанасьев. Так родилось специальное направление в советской технике - ракетно-космическая отрасль.
         С моей точки зрения, этим самым был нанесён громадный ущерб развитию единых авиационно-космических технологий. Во всём мире - в Европе, Америке, на других континентах - фирмы, которые занимаются ракетно-космическими системами, работают и над авиационными системами. Поэтому взаимное перетекание идей - конструкторской и технологической культуры - обогащало оба направления, идущих по одной технической линии. Естественно, это вело и к удешевлению систем, поскольку исключалось дублирование каких-то работ. В Советском Союзе же были созданы две параллельные мощнейшие промышленности, которые в силу ведомственных барьеров, стали развиваться самостоятельно. А это, во-первых, привело к двойной трате средств на технологии, оснастку, создание коллективов, конструкторских школ, испытательных баз и т.д., а, во-вторых, на десятилетия был положен водораздел между родственными областями знаний. Выше я приводил пример, как авиационные достижения Мясищева помогли Челомею создать свои ракеты, позволив ему опередить друзей-конкурентов.
         Этот водораздел родился не потому, что состоялось заседание коллегии МАП, о котором я рассказал выше. Он просто стал выражением противоречий в высших сферах руководства страны, в первую очередь между министром авиационной промышленности П.В. Дементьевым и секретарём ЦК КПСС, ведущим вопросы "оборонки" Д. Ф. Устиновым. Они недолюбливали друг друга. Дементьев хотел поскорее освободиться от космических "побегов", неожиданно быстро проросших в недрах МАП, прежде всего от такого авторитарного и авторитетного конструктора, как Челомей, который, похоже, не давал ему спокойно жить. А Устинов, исторически выросший и вышедший из оборонной промышленности, стремился всеми силами облегчить жизнь Королёву "со товарищи", которые ему были более близки, чем авиационные деятели, потому что, будучи в своё время министром оборонной промышленности, он как раз и поднимал на щит ракетно-космическую область. Это было его детище... Так и родилось MOM. Но и там не всё пошло гладко.
         Если вначале Челомей делал много "макулатуры", то потом стал давать хорошие изделия - сделал "сотку", потом "пятисотку" и заложил конструкцию "семисотки". Создав "пятисотку", а тем самым - базу ракетоносителей, он начал заниматься космическими аппаратами. А поскольку в одном министерстве оказались два генеральных конструктора - Королёв и Челомей - естественно, между ними развернулась конкурентная борьба. Как раз в это время по всей стране звучал призыв "достойно встретить 50-летие Советской власти". На него решено было ответить "Лунной программой".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100