«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 16%


         О крамольной фразе тут же проинформировали кого следует, - видно, "система оповещения" работала хорошо, - поэтому она была воспринята как личное оскорбление Куксенко. И Викторова быстро "ушли" из КБ. Он был принят в НИИ-648, где вскоре стал главным конструктором первой радиолокационной полуактивной головки самонаведения ракеты класса "воздух-воздух". Мне приходилось сталкиваться с ним на испытаниях, а поскольку он был горячий спорщик и "заводился" с пустяков, то не раз кидал в меня логарифмической линейкой в пылу дискуссий. Приходилось уворачиваться... Но я всё ему прощал за то, что он был глубоко порядочный и очень талантливый человек. О широте его интересов и способностей говорит такой факт. Когда в 1957 году в Москве проходил Международный фестиваль молодёжи и студентов, в ЦПКО им. Горького была развернула интернациональная выставка живописи. Мы были воспитаны в духе социалистического реализма, а о зарубежном авангардистском искусстве знали только, что оно буржуазное и вредное. Работ же этих художников мы просто не видели.
         И вдруг в парке развернули целую выставку их полотен, где были представлены самые разные направления и стили. И среди них - картина итальянского художника - не помню его имени, - которая называлась "Крик". Глотка вывернута наружу, бедный язык вывалился вбок, всё полотно - сплошное красное месиво... Хотя, действительно, в нём угадывался символ какого-то запредельного, нечеловеческого крика. Картина вызвала много дискуссий, возле неё собралась толпа народу - спор, шум, ор стоит... И вдруг вижу: у самой картины над головами толпящихся зрителей, поднимается чья-то рука и яростно машет. Смотрю, а это наш Николай Александрович оказался во главе всей дискуссии и чуть не до драки отстаивает достоинства "Крика", поскольку он на него произвёл очень сильное эмоциональное впечатление, да к тому же и остальное творчество художника ему хорошо знакомо. Чем лучше я узнавал Викторова, тем больше поражался его эрудиции. Он хорошо знал литературу, музыку, очень тонко чувствовал красоту природы - в общем не был узким специалистом, замкнутым, как в пенале, в рамках своей профессии, очерченной ракетами класса "воздух-воздух".
         Главным конструктором тепловых головок в ЦКБ "Биофизика" был Давид Моисеевич Хорол. Практически все классические тепловые головки с гиростабилизаторами, за исключением необычной "сайдуиндеровской", были сделаны под его руководством. Но он много и успешно работал ещё и в области оптических прицелов, в том числе и для оптических локационных станций, которые в последующем нашли своё место на МиГ-29 и Су-27. Он был главным конструктором этих оптико-электронных систем, которые решали идею так называемых синхронных прицелов. Кстати, она родились и разрабатывалась в нашем институте, но Хорол воплотил её в конструкцию. И лазерные головки самонаведения ракет класса "воздух-поверхность" - это тоже детище Давида Моисеевича, но о них - чуть ниже. Естественно, чтобы вести такие программы, нужен очень сильный коллектив и душой его, бесспорно, был Хорол. После его смерти он практически распался, хотя Давида Моисеевича сменил тоже очень опытный человек, но, видимо, ему не хватило каких-то качеств, которыми обладал Хорол. Возможно, этому помогла та неразбериха, которой сопровождался распад СССР, но многие коллективы при сильных руководителях всё же сохранились, а этот - один из лучших в стране - распался. А жаль, очень жаль... Ведь вместе с Хоролом мы потеряли уникальную школу. Но я благодарю судьбу, что при создании ракет "воздух-воздух" судьба свела меня и с Бисноватом, и с Викторовым, и с Тороповым, с Хоролом и со многими другими людьми, с которыми было интересно работать.
         Кстати, и у коллектива Бисновата не менее драматическая история. После его ухода из жизни основной костяк остался на месте, но предприятие было перепрофилировано - на его месте родилось НПО "Молния", которое возглавил Г.Е. Лозино-Лозинский. Это КБ начало работать над "Бураном". Другая часть коллектива Бисновата, которая занималась "семьдесят третьей" ракетой, перешла в КБ к Соколовскому вместе с ракетой Х-29. Таким образом, вся тематика ракет класса "воздух-воздух" сосредоточилась в этом КБ, где Ляпина сменил Г.А. Соколовский, который и по сей день ведёт её на бывшем заводе No 134, а теперь - предприятие "Вымпел". А коллектив Бисновата тоже распался.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100