«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 14%

Первые конструкторы ракет класса "воздух-воздух"


         Оглядываясь на то время, окунаясь памятью в события, связанные со становлением самонаводящихся ракет, которые создали в 50-х годах авторитет нашему НИИ-2, невольно возвращаешься и к людям, с кем мы начинали эту эпопею. Их было много, очень много, перечислить всех просто невозможно, но хотя бы главных действующих лиц я должен назвать.
         Когда мы работали над К-8, главным конструктором её был, как я уже писал, Матус Рувимович Бисноват. Он пришёл в авиацию ещё до Великой Отечественной войны, начал работать в ЦАГИ. В то время основу советской истребительной авиации составляли машины Н.Н. Поликарпова И-15, И-16 и ряд других. Во время войны с белофиннами, на стороне которых воевали немецкие "мессершмитты", стало ясно, что наши самолёты уступают им по многим тактико-техническим данным. Этот проигрыш подтолкнул Сталина к открытию конкурса на лучшую схему или проект нового истребителя. И Бисноват, работая в ЦАГИ, создал коллектив конструкторов, который под его руководством начал проектировать такой истребитель. Им удалось сделать его так, что он превосходил "Me-109", а также был лучше тех машин, что предлагали КБ Яковлева, Микояна, Лавочкина... Он превосходил их в основном по высотности и скороподъёмности. Этот самолёт был построен в ЦАГИ, но слабым его местом было вооружение - требовалась доводка пушки. Сделать это не успели - началась война, приоритет отдали яковлевским Як-1 и Як-3, микояновскому МиГ-3, позже подключился Лавочкин со своим Ла-5...
         Но тем не менее Бисноват начал свою творческую жизнь очень ярко, как конструктор истребителя, а после войны сразу же подключился к решению проблем управляемых ракет. Для этого организовали коллектив ОКБ-4, который приступил к созданию первой ракеты "воздух-воздух" и противокорабельной ракеты для береговых баз. По сути они были предтечами К-8. Сложилась даже некая кооперация ряда организаций по созданию ракеты. В неё вошли двигателисты, проектировщики головки самонаведения - в то время, естественно, только тепловой, - главным конструктором которой был генерал Николаев, работавший на Красногорском оптико-механическом заводе... Но тогда ещё не понимали динамики самонаведения, и до реальных пусков ракет дело не дошло, а закончилось лишь созданием отдельных экземпляров, которые не летали.
         Образ мышления конструкторов того времени сводился в основном к созданию чертежей. Подразумевалось, что главное - это нарисовать, сконструировать на чертёжной доске нечто, а потом остаётся только изготовить детали, собрать - и это нечто тут же заработает, как положено. То, что существует сложная динамика наведения ракеты, - этого никто не понимал. Казалось, что она чуть ли не сама решит, как ей наводиться на цель... Кстати, этой же ошибкой "болело" и КБ-1 "Берлин", о котором я рассказывал выше. Когда все будущие корифеи нашей ракетной техники находились после войны в Берлине в поисках документации по ФАУ-2, то основное, к чему они стремились, - воспроизвести чертежи по готовым деталям, узлам или ракетам. Думали: "вот сделаем чертежи, и она полетит". Но даже такая относительно простая с точки зрения наведения баллистическая ракета, как А-4 или ФАУ-2, показала, что без решения проблем динамики полёта не обойдёшься.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100