«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 60%

Чей же это лик?!


         В Костроме, в самом центре города, между улицей Чайковского, торговыми рядами и крутым спуском к Волге, на месте взорванного большевиками в 1939 году знаменитого Успенского собора находится парк - излюбленное место отдыха горожан.
         В субботу, 15 июня 1991 года, там прогуливался Владимир Григорьевич Яшин, контролер механического цеха завода "Рабочий-металлист", как всегда - с фотоаппаратом на плече. Встретив свою знакомую Н., решил её сфотографировать. Кадр скомпоновали так: женщина встала около пышной, раскидистой елочки и одной рукой взялась за ветку. Никаких помех при фотографировании не возникало, что подтверждалось кадрированием по видоискателю.
         Укажем физико-технические условия съемки. Погода была пасмурной, с утра прошел дождь, и небо заволакивали плотные облака. Яшин пользовался фотоаппаратом "Зенит-ТТЛ" с объективом "Гелиос-44М", плёнка цветная, обратимая, чувствительность 32 единицы. Выдержка - 1/60 секунды, бленд и светофильтров не применял, размеров диафрагмы не запомнил.
         ...Через неделю плёнка была проявлена. Посмотрел на нее Владимир Григорьевич - и даже рот раскрыл от удивления. А повод для такой реакции был: в кадре рядом с Н., на фоне елки, а точнее - в ветках елки четко проявилась... голова мужчины. Кто такой, откуда, что за чудеса?!

В кадре появился незнакомец. Фото В. Яшина


         Об этой сенсации дознались журналисты. Появились публикации в областных газетах "Северная правда" - В. Шпанченко, "Костромской экологический вестник" - автора этих строк, межрегиональной газете "Вольное слово" - М. Севрюгина.
         К сожалению, в ряде материалов были допущены досадные "ляпы", а также сделаны выводы, не основанные на существующих реалиях либо прямо им противоречащие.
         Так, в "Северной правде", не получив от Н. согласия на публикацию фото, произвели грубый фотомонтаж с использование снимка другой женщины (!!!) - при этом были нарушены размерно-композиционные характеристики кадра. Севрюгин сопроводил свою статью пояснениями ряда "специалистов", которым мне и хотелось бы высказать серьезные претензии. Вот мнения, прозвучавшие в "Вольном слове".
         Фотохудожник В. Егоров: "В общем, такую штуку можно запросто исполнить, сделав повторную экспозицию. Например, сначала снимается "синий светящийся мужик", а уже потом - "женщина в парке". <...> Если невидимый лик и существовал, то он находился ближе к фотоаппарату, чем женщина, менее чем в двух метрах от фотографа. Лик может быть слегка размытым из-за того, что при съемке с большой диафрагмой он не вошел в отрезок глубины резкости".
         Физик В. Смирнов: "На достаточно концентрированном облачке тумана, имеющем различную плотность в разных местах, происходило рассеяние света, которое и дало на мгновение столь причудливую картину, во времени совпавшую с экспозицией".
         Увы, все эти рассуждения глубоко непрофессиональны. Я провел специальное исследование снимка в микрорежиме и могу утверждать это вполне аргументировано. Прежде всего - эмульсионный слой на пленке ровный, без наслоений, нет следов повторной экспозиции. Важнейший вывод - лик и Н. в момент съемки находились на одинаковом удалении от объектива. Почему? Лик находится как бы между ветвей, несколько веточек частично выступают перед ним и закрывают ему подбородок, часть брови и виска. Вся площадь лика изображена предельно резко - это хорошо видно в микроскоп. Более того, на негативе-слайде отчетливо видно, что на голове лика - головной убор округлой формы, невысокий, сделанный либо из длинноворсного сукна, либо из коротко стриженного меха. Такие носили священнослужители, имеющие монашеский постриг.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100