«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 57%


         "Роковая дилемма человека - сила или благородство, в этом выборе он по существу не волен. Что-то решает за него. Я, например, не могу выбрать силу". Эти слова Джорджа Оруэлла в краткой форме высвечивают суть нашей проблемы. "Что-то" - это именно врожденные видовые признаки, которые собственно и "решают" за человека, что ему следует выбрать. Будет ли он руководствоваться "силой" (врожденной агрессивностью или коварством), как мотивом своих действий, решений. Или же "благородство" (опять-таки врожденное) не даст ему такой возможности, и он, в конце концов, выберет занятие, достойное называться "делом человека разумного". Конечно же, если ему позволят жизненные обстоятельства, что не всегда происходит. Жизнь очень сложная и противоречивая штука уже сама по себе, даже и без учета вмешательства хищных.
         Правда, Оруэлл не совсем удачен в выборе терминов. "Благородство" - замусорено архаичной аристократичностью и манерностью ("салон благородных девиц", "ваше благородие"). Хотя и имеет совершенно верное второе значение: "высоконравственный, безукоризненно честный". "Рожденное для блага", те, истинно гуманное, достойное высокого звания Человек. И почему именно "дилемма"? Дилемма - это выбор между двумя нежелательными возможностями, но разве благородство - это так же плохо, как и сила? Правильнее будет "альтернатива" - просто выбор в широком смысле, и не между двумя, а между большим количеством возможностей, как хороших, так и плохих. Например, можно добавить в качестве возможностей выбора для человека - не силу, а невмешательство, не благородство, а, скажем, посильное для личности следование гуманным принципам.
         Таким образом, "пути, которые мы выбираем" не есть наш свободный полностью выбор - это понятно. Хотя "порыпаться" туда-сюда человеку доводится очень часто. Но если иметь в виду его окончательный выбор, то таковой для человека определен по рождению, по его видовым признакам. Пусть даже выбор этот и не осуществлен реально, пусть он живет лишь в виде мечты, даже мечты несбыточной, это не меняет сути. Не может мечтать наемный убийца о том, чтобы стать токарем или трактористом. Не вознесется торговый аферист к "высокой мечте" побыть в шкуре землекопа. Но те же земледельцы или шахтеры не станут грезить о "блестящей, искрометной карьере" карманника или шулера, и именно в этом состоит их духовное величие.
         К сожалению, во многих сообществах Земли удалось-таки внедрить в народное сознание хищное стремление к обогащению. Так, в основе специфически западной преступности лежат два жутковатых принципа. Первый: если западный человек может совершить преступление в своих интересах, будучи уверен в том, что ему удастся избежать наказания, он совершает его. И второй: если индивид, совершивший преступление, не разоблачен и официально не осужден как преступник, он преступником себя не ощущает (26). Такова же "нравственная" подоплека пресловутой "американской мечты" о куче долларов, о "миллионе в кармане". Расхожий сюжет литературной и кинематографической продукции Запада: некий счастливчик завладевает деньгами мафии, бандиты его преследуют, но после жутких приключений он всё же благополучно уходит от них. И цель жизни для него, таким образом, достигнута: он теперь богат. Прямо-таки "через тернии - к звездам"! При этом нет даже намека на мысль о том, что эти деньги не просто нечестные, а они - на крови людей! Но у них там, как хорошо известно, "деньги не пахнут"...

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100