«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 44%


         Пожалуй, поразительно, что представления о быстром, лёгком прогрессе стали главной отличительной чертой русской радикал-либеральной интеллигенции спустя полтора века после инвективы Петра Чаадаева. Они что, не читали "письма"? Да нет же, читали! Все читали, но не хотели задуматься, поразмыслить над ним из-за свойственной им обломовской лени и высоко-думных, "гениальных" идей, в атмосфере которых они варились. Где-то там, далеко, было нечто, именовавшееся "цивилизацией". И её хотели добиться любой ценой, пусть даже ценой жизни последнего русского человека, пока вообще ещё есть жизнь на Земле. Скорее, скорее, нельзя терять времени! Двойная, тройная ошибка. Потому что "спешить" было нельзя. Большевики уже попробовали добиться рождения ребёнка за три месяца, и дело кончилось плохо. И если сидели интеллигенты в своих, как писал Бродский, "кухнях с облупившимися стенами, со стаканом в руке и иронической гримасой на лице"46, то ещё и потому, что большевики потерпели поражение, а не победили. Много раньше это пробовал сделать и Пётр Первый, И тоже потерпел поражение.
         Но ещё большей ошибкой, и Бродский разглядел её ещё до падения советского коммунизма, - было то, что если чужую "цивилизацию" скопировать с абсолютной точностью совершенно невозможно, то уж совсем ни к чему подражать ей в момент, когда она сама начала "задумываться" над своими проблемами и своей ограниченностью. Неужели вся проблема состояла в том, чтобы лучше приодеться? Или есть гамбургеры из "Макдональдса"? Не думаю, что именно этого хотели "шестидесятники", которые мечтали об "оттепели" и по-своему достойно сражались за неё. В действительности они знали, что Запад задумывается над своими проблемами и своей ограниченностью, но представляли себе это смутно. Да, они путешествовали, но смотрели на все разворачивавшиеся перед ними чудеса с открытым ртом и с сердцем, сжимающимся от обиды, что им такое недоступно; ведь они пребывали в глубокой уверенности, что их, заслуживающих всё это, несправедливо обошли. Они не могли смотреть на реальность критически, так как для того, чтобы критиковать, надо быть свободным, а как можно быть свободным, если история обрекла тебя на изоляцию?
         Здесь любопытнее всего не столько их простительная наивность (и их непростительное высокомерие), сколько тот факт, что нынешние представители "цивилизации", бывшей миражем для русских, говорили главным образом о ресторанах, словно основные ценности Запада, который они имеют честь представлять, это какие-то подливки, спагетти и суфле с сыром. Не только Пикеринг ставит "Макдональдсы" на одно из первых мест в списке показателей благополучия. Взять хотя бы такой заголовок в американской газете:
         "Несмотря на угрозы, похоже, что демократия стала выше Ельцина. Да, в стране есть рестораны" 47. Читателя наводят на мысль, будто величие демократии придают рестораны. Такая настойчивость не может не породить некоторых сомнений. А что, если это действительно так? Подобных перлов столько, что хоть на нитку их нанизывай. Появляется искушение собрать их на вечную память, чтобы они не исчезли в великой и всё поглощающей пучине забвения.
         После сокрушительного краха СССР и советского коммунизма многие занялись цитированием злополучных западных интеллектуалов, осмелившихся когда-то хорошо отзываться и о том, и о другом. Поминают и Ромэна Роллана, и Бернарда Шоу, и Жан-Поля Сартра, и Пабло Неруду. Естественно - с намерением их посрамить. Так зачем же нам ждать целых полвека? Давайте сразу составим скромненькую антологию тех, кто превозносил дела и преступления первого российского посткоммунистического режима. Многие их них - как и должно быть - не оставят в истории следов, достойных внимания, но не исключено, что кто-то всё же выделится на общем фоне. Впрочем, что они собой представляют, видно сразу. Возможно, потом будет занятно покопаться и посмотреть, что тот или иной говорил и писал в наши дни. И не только о том, кто с кем спал, как кого-то отлучали от кормушки и к каким нехорошим последствиям это привело, скуп ли он был или расточителен и так далее, чему сейчас с особым удовольствием отводят свои культурные полосы итальянские газеты. Таким образом мы окажем услугу тем нашим потомкам, которые, следуя нынешней моде, но уже с помощью "Интернета", станут выискивать блох в прошлом "героев", сделавших блестящую карьеру.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100