«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 96%


         Характерно, что упомянутые решения на Кубу и Монголию - членов СЭВ - не распространялись. Поэтому они и сегодня остаются крупными должниками России.
         По мнению бывшего зампреда союзного Госплана Степана Ситаряна, "решения эти были сугубо политическими и весьма неожиданными. Официально они объяснялись необходимостью перевести СЭВ на рыночные механизмы, но в действительности проводилась сознательная линия на разрушение общего экономического пространства социалистических стран, что осуждали руководители многих из них".
         На сессии глав государств и правительств стран-членов СЭВ (1988 г.) советская делегация многословно доказывала свою приверженность "исправлению ошибок социалистической интеграции". Было заявлено, например, о готовности доплатить странам-партнёрам за период 1940-х - первой половины 1980-х гг., когда ценовые и сбытовые интересы Восточной Европы якобы зачастую игнорировались прежним руководством СССР.
         При этом стоит напомнить, что в 1947-1987 гг. включительно СССР оставался их главным торговым партнёром. США, Япония, Канада и Европейское сообщество в те годы ввели ограничения на торговлю и сотрудничество почти со всеми странами-членами СЭВ, кроме Румынии в 1969-1986 гг., ибо Бухарест противодействовал "хрущёвско-брежневским" КПСС и СССР по многим вопросам. В 1987-1989 гг. санкции сохранились только против ГДР, Кубы, Монголии, но были введены против "антиперестроечной" Румынии.
         Эрих Хоннекер и особенно Николае Чаушеску резко осуждали не только "пресловутую перестройку", но и двуличие Запада, в т. ч. Международного валютного фонда, в отношении соцстран. Вдобавок, Бухарест и Восточный Берлин отказались пересчитывать свою задолженность перед СССР в его долг перед этими государствами.
         В 1988-1989 гг. Румыния ценой колоссального напряжения экономики, обусловленного, в частности, внезапными срывами торговых контрактов с СССР, Болгарией, Венгрией, Чехословакией и Польшей, смогла погасить весь свой долг МВФ (около $8 млрд). Это беспрецедентное событие в мировой экономической истории. А летом 1989 г. Румыния и ГДР официально отказались "трансформироваться" в кредиторов распадающегося СССР. Отказалось от этого и руководство тогдашней "сталинистской" Албании (член СЭВ в 1950-1961 гг.).
         Кроме того, именно в те годы Запад в сотрудничестве с влиятельными странами-членами ОПЕК более чем на треть обвалил мировые цены на нефть и газ, а ведь доля "нефтегазодолларов" в ежегодных экспортных доходах тогдашней советской казны превышала 65 %. Получив внешнеторговый обвал, СССР в считанные годы стал ещё и должником почти всех восточноевропейских государств.
         Но объединённая Германия и с 1990 г. "постдиктаторская" Румыния, по очевидным причинам, быстро отреклись от своих прежних решений, официально заявив, что они считают Россию своим должником.
         Несмотря на распад СССР, Россия, подчеркнём, приняла только на себя советскую задолженность перед Восточной Европой. Внешние же долги бывших Чехословакии, Югославии (СФРЮ) и Эфиопии (распавшейся на Эфиопию и Эритрею) распределены между вновь созданными на их территориях государствами!

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100