«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 76%


         Когда обсуждались вопросы размещения сети экспортных газопроводов на западе СССР, Косыгин, Мазуров, Машеров, Долгих и Катушев предлагали принцип "равных возможностей". То есть, равномерное распределение этой сети по территории Белоруссии, Украины и Молдавии, в том числе с учётом фактора минимального расстояния перекачки газа до западной границы СССР. Что достигалось прежде всего через Белоруссию. "Косыгинцы" считали, что в случае равномерности распределения газотранзита по Украине, Белоруссии и Молдавии руководство какой-либо из этих республик не сможет располагать существенно большим влиянием в советском руководстве и "подминать" под себя другие республики.
         Однако победила точка зрения "проукраинской" - брежневской группы, большинство участников которой были с Украины и/или долгое время работали там (Брежнев, Подгорный, Гречко, Кириленко, Патоличев, Тихонов, Черненко, Шелест, Щербицкий). Поэтому свыше 70 % протяжённости сети экспортных газопроводов на западе СССР было размещено на Украине, причём даже в ущерб критериям минимума расстояния перекачки газа и, соответственно, строительно-эксплуатационных затрат. Тогдашнее украинское руководство приводило такие аргументы: да, наши расстояния более значительные, в сравнении с Белоруссией, зато размещение газоэкспортной сети на Украине и газопроводные переходы границы СССР на западе Украины положительно скажутся на настроениях в республике, особенно в её западных - потенциально националистических областях. А роль всей Украины в экономике, да и в социально-политической стабильности СССР трудно переоценить. Аргументация же оппонентов, в том числе белорусского руководства, направлялась "брежневцами" в архивы.
         Приведу один пример. Построенный на рубеже 1970-1980-х гг. экспортный газопровод "Сияние Севера" идёт на Украину через Белоруссию (с Ямальского региона). Вблизи белорусского г. Кобрин эту артерию от Польши отделяют лишь 65 км. Этот трубопровод должен был войти в Польшу именно в том белорусском районе. Но под давлением руководителей Украины и "ангажированных" специалистов, данный газопровод в Москве решили удлинить почти на 220 км, чтобы продлить его в Польшу именно через Львовскую область Украины. Кстати, в той же области оказались сконцентрированы почти все пограничные переходы газопроводов из РСФСР в Восточную Европу.
         Зато во многих украинских эмигрантских СМИ в 1970-1980-х отмечалось, что со временем, если СССР распадётся, Украина станет "обладателем" главных газоэкспортных артерий из России. И сможет, дескать, диктовать Москве (и, по крайней мере, ещё и Восточной Европе) свои условия.
         Характерно в этой связи и то, что страны-получатели советского газа чуть ли не в унисон приветствовали "выбор" Кремлём Украины в качестве главной транзитной территории для газопоставок. Причём представители энергетических и трубопрокатных компаний ряда стран Западной и Центральной Европы вели переговоры по тем же вопросам с руководством Украины в 1970-х гг. Особенно активно предлагали направлять газоэкспортные трубопроводы из РСФСР через Украину ФРГ и Австрия, власти и компании которых направляли соответствующие петиции и письма тогдашним властям Украинской ССР (подробнее см., напр.: "Транспорт на дальние расстояния". Под ред. академика Т. С. Хачатурова. М., 1982; "Экономические отношения стран СЭВ с Западом". Под ред. д.э.н. Н. С. Шмелёва. М., 1983; "Природный газ в политике СССР и Украинской ССР". Мюнхен, Институт по изучению СССР и Восточной Европы, 1987; "Трубопроводный транспорт в СССР и за рубежом". М., 1989). Что же, сработали на перспективу?
         Словом, долгосрочные (если не бессрочные) экономико-политические выгоды экспортного транзита российского газа через Белоруссию оказались слабее влияния украинских властей не только в руководстве СССР, но и на Западе. Впрочем, и "западные" политики лоббировали, повторим, советский газотранзит через Украину. Похоже, неспроста.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100