«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 95%


         Образ и мифология многоликого и противоречивого Шивы в основных своих чертах формируются в эпосе, в первую очередь в "Махабхарате". В ней отчетливо проявляется такая важная для индуистского бога функция, как борьба его с демонами-асурами (чего не было у ведийского Рудры). Но связь Шивы с силами зла кое-где явно сохраняется.
         Во 2-1 веках до н.э., вероятно, шиваизм складывается как культовая система. В это время уже существуют древние шиваитские секты - пашупатах (от Пашупати, "Повелитель скота" - один из эпитетов Шивы), которые, чтобы услужить Шиве, подражали повадкам животных, и капаликах, поклонявшихся Шиве-Бхайраве, носивших с собой череп (капала) и, возможно, практиковавших человеческие жертвоприношения. С тех пор тяготение к необычным и страшным формам богопочитания, к тайным доктринам стало неотъемлемой частью многих сект и направлений внутри шиваизма.
         Во 2 веке до н.э. появляются скульптурные изображения Шивы: развевающиеся волосы с полумесяцем, в которых течет река Ганга, тигровая шкура на бедрах, змеи и ожерелье из черепов на шее, третий (лобный) глаз, огонь которого испепелил бога любви Каму. В руках, число которых может доходить до десяти, - топор, трезубец, маленький барабанчик и антилопа (символ его связи с животными).
         Жена Шивы, Парвати в шиваизме олицетворяет шакти - женскую ипостась энергии бога, ставшую объектом отдельного культа (шактизма). Его дети - Ганеша (с головой слона) и Сканда (юный предводитель войска богов). Шива нередко изображается в идиллическом единении со своим семейством на горе Кайласа. Обычно в семейном кругу присутствует еще один персонаж - бык Нандин, ездовое животное Шивы, скульптурное изображение которого непременно стоит перед входом в шиваитский храм.
         Один из важнейших атрибутов Шивы - лингам (сочетание лингама и йони, мужского и женского начал), ставший в шиваизме самым главным объектом поклонения. Некоторые секты (например, лингаяты) почитают лингам как единственный пластический символ Шивы. В храмах и шиваитских святилищах число каменных лингамов достигает иногда многих сотен.
         Почитается в шиваизме и белый пепел (бхасман, вибхути), который адепты наносят на тело чаще всего в виде 3 горизонтальных полос (на лоб, плечи, грудь). Паломники покрывают им себя целиком, уподобляясь Шиве, тело которого покрыто пеплом с кремационных площадок. Ведь пепел - символ гибели и разрушения, но он же есть знак жизни, так как содержит в концентрированном виде энергию огня.
         Главная мантра шиваитов, произносимая шиваитами при обращении к богу - "Ом намах шивая" ("Ом, слава Шиве").
         В 6-12 веках н.э. в шиваизме появляется движение бхакти; шиваитские поэты (наянары) в Тамилнаде создали религиозную поэзию на тамильском языке (шиваитские Веды). В гимнах наянаров образ Шивы, сохраняя свои мифологические и иконографические черты, становится значительно роднее человеку. Поэты, в порыве религиозных чувств воспевая Шиву, называют его отцом, а иногда и матерью. Правящие династии юга Индии охотно поддержали расцвет шиваитского бхакти, что дало толчок строительству многочисленных храмов и шиваитских монастырей. В конце концов, это и привело к сильнейшей популярности этого религии среди второй по численности нации в мире.
          ШИНТОМАНИ (Чинтомани) - согласно книгам Древнего Тибета, священный камень, принесенный пришельцами со звезд вместе с 5 другими волшебными предметами. Звездные системы Ориона и Сириуса, игравшие особенную роль также в мировоззрении догонов и древних египтян, точнее - жители этих миров считаются ответственными за их появление на Земле.
          ШОДХАНА - согласно древнеиндийской мифологии, процедура чистки и очищения.
          ШОК - совокупность нарушений сердечной деятельности, дыхания, обмена веществ и нервно-эндокринной регуляции в ответ на сверхсильное раздражение. Шок может быть реакцией на резкую боль при заболеваниях внутренних органов, например, при инфаркте миокарда (кардиогенный шок) или прободении язвы желудка, бактериальный шок наступает при сепсисе, токсический шок при действии токсических веществ. Особой формой является эмоциональный шок, который возможен при тяжелой психической травме, связанной, например, с пожаром, наводнением, крушением поезда, внезапным известием о большом горе, наблюдением аномального явления.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100