«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 54%

Время и психология: самое притегательное и самое страшное одновременно

"Я возьму с собой этот большой мир,
Каждый день, каждый его час,
Если что-то я забуду -
Вряд ли звезды примут нас..."

Песня из к/ф "Москва-Кассиопея"


         Никто не будет спорить с известным утверждением, что наша цивилизация - техногенная, т.е. первостепенное внимание уделяет прежде всего своему техническому, а отнюдь не нравственному развитию. Споры идут уже на уровне: полезно ли для нас такое положение вещей или нет? С одной стороны, это хорошо, даже восточные страны, уделявшие прежде большое внимание духовному развитию человека, теперь спешат догнать в техническом отношении индустриальный Запад. С другой стороны, это плохо, наше сознание не поспевает за техническим прогрессом, что привело к сорока годам ядерного противостояния и двухвековой истории варварского уничтожения окружающей нас природы.
         Практически к каждой технической новинке человечество привыкало, "притиралось" постепенно, иногда в течение десятилетий, и благо, если новшество в принципе безобидно и не требовало лет через тридцать после повсеместного применения повсеместного же запрещения (химическое оружие, ДДТ, фреоновые холодильники..).. С каждым годом все труднее предвидеть негативные последствия внедрения очередной новинки; катастрофы водородных дирижаблей и дымные шлейфы паровозов - ничто по сравнению с авариями на АЭС и мутациями внутриутробных младенцев под воздействием безобидных на вид таблеток. Плата за ошибки в научном планировании возросла непомерно и уже сейчас достигла сверхкритической отметки.
         Что это означает? Цивилизация наша рискует погибнуть (увы, без всякого преувеличения) или деградировать, для чего вовсе не обязательно давать свободу действий ученым-маньякам, столь популярным в фильмах ужасов. Создать смертельный вирус пострашнее СПИДа можно и в рамках обычных исследовательских работ в любой биологической лаборатории. А еще можно в ходе экспериментов уничтожить озоновый слой, запустить необратимые реакции в атмосфере и/или океане, разрушить природный баланс, создать опасные формы жизни, вторгнуться в наследственную память человеческого организма... Любая из перечисленных версий пострашнее описанных фантастами многочисленных восстаний роботов и бунтов домашних животных против Человечества.
         После столь мрачного экскурса в будущее кто будет спорить, что все перспективные научно-технические проекты должны проходить всестороннюю проверку? Среди наиболее ярких и "подозрительных" будущих технических новшеств числятся: значительное увеличение продолжительности жизни; создание всемирной информационной сети, искусственного интеллекта и новых форм жизни; массовое обучение так называемым экстрасенсорным способностям; разведка и строительство поселений в среднем и дальнем Космосе; путешествия во Времени и иное использование возможностей новой физики (список весьма неполный и приблизительный).
         Но если брать по большому счету, то все перечисленные пункты, будь то трансплантация в организм человека искусственных органов или сооружение базы на Марсе, все это - лишь расширение наших прежних возможностей. Обо всем этом мы уже имеем хоть какое-то представление, например, о вживлении искусственных костей или о надежном функционировании научных баз в Антарктике! В списке есть лишь одно исключение, требующее в процессе своей реализации совершенно нового подхода, а возможно, и качественного изменения наших привычек и сознания. Речь идет о путешествиях во Времени. Идея невероятна, если не сказать больше - идея близка к безумной. Перемещаться во Времени - это все равно как в сказке: "идти туда, не знаю куда!"...
         Итак, чего же мы ожидаем от хронопутешествий? Бесполезно искать ответ на этот вопрос в научно-технической литературе. Если не обращать внимание на технические детали, то в уместно обратиться и к фантастической прозе. Таким источником знаний уже пользовался известный советский популяризатор Г.Альтшуллер для развития творческого воображения изобретателей, а Генеральный конструктор С.Королев вполне официально использовал полуфантастические рисунки К.Циолковского для проработки циклограммы работы А.Леонова во время первого в мире выхода человека в открытый космос. Фантастика нередко спасала ученых, когда они вторгались в какие-либо области первыми. Как и в нашем случае...

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100