«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 81%

Таракан супротив собаки


         В писаниях Мухина многое объясняется тем, что он часто смотрит на вещи прямолинейно, однозначно, в лоб, не понимает игры, иносказания, шутки. Поэтому спорить с ним скучно, как с чеховским героем, который знал о лошадях только то, что они "кушают овес", а о Волге - что она "впадает в Каспийское море", что "зимой день короче, а летом - длиннее". Вот хотя бы несколько примеров.
         В моем письме говорилось: "Те гадости, которые я высказал о вас в разговоре с одной читательницей, не должны удивлять". Слово "гадости" можно здесь понимать по-разному, скажем, так: это с вашей точки зрения сказанное мной - гадость. Или вполне допустимо, что тут я лишь последовал примеру великого учителя, который однажды воскликнул о себе: "Ай да сукин сын!" Между прочим, так однажды и написала мне читательница В. Калинина из Березников по поводу моей статьи о Е. Евтушенко "Гром не из тучи" в "Советской России": "Ай да Бушин! Ай да сукин сын!" Разумеется, я только посмеялся. Но Мухин понял бы это буквально, "один к одному", как понял он и "гадости". Неоднократно цитируя их, он торжествует: ага, сам признался! Я, говорит, просил высказывать критику, а не гадости, но вы, видимо, одно от другого не отличаете, так что сойдут и гадости.
         И опять: "Длинное письмо Бушина, в котором он показал всю (?) мою гнусность". Вот и я радостно воскликну: "Ага, гнусность! Сам признался!" Но тут интересно еще и то, что мою статью он назвал длинной. Да ведь у меня были в "Дуэли" публикации и подлиннее, даже в нескольких номерах, никогда я не слышал от генералиссимуса ни одного упрека. А тут задел его - и уже сразу "длинная". В этом весь наш критиколюбец Мухин. Но не длиннее она, допустим, его статьи "По следам Тухачевского" или шедевра о гениальности Гитлера, а его бредовый "Ученик" раза в два-три пространнее моего письмишка. Но ведь у него марафонские статьи чуть не в каждое номере. И, кстати сказать, мои читатели не жалуются на то, что письмо затянуто. Так, москвич Н. К. Дружинин пишет: "Только-только прочитал ваш "Синьор Помидор". Изумительно!.. "Ему вторит москвич Б. А. Ремизов: "Огромное спасибо. Прочитал взахлеб..." Не расходится с ними и ленинградец В. Миронов, пославший письмо и в редакцию: "Нижайший вам поклон, что вы со всей мощью вашего таланта врезали самому злобному и отпетому антикоммунисту, этой ельцинской... (непечатно.- В. Б.) по фамилии Мухин". И никаких жалоб. Я уж не говорю о телефонных звонках... Впрочем, вполне допускаю, что кому-то письмо показалось длинноватым, но есть основание полагать, что виноват в этом сам главред. Он же врезал в мой текст свое предисловие строк на 150, хвалебное письмо о себе читателя строк на 30, ну и "рекламных пауз" строк 300. Не всякий может одолеть такой принудительный довесок.
         Так вот, не понимает Мухин словесной игры, не сечет. Одна моя читательница по примеру самого Помидора, рассказавшего, будто Сталин однажды назвал Хрущева "нашим маленьким Карлом Марксом", в свою очередь назвала самого Юрия Игнатьевича "нашим маленьким Лопе де Вега". Он понял это крайне односторонне и плоско: меня высмеивают, мол, за то, что я, как де Вега, очень плодовит. И потому, когда встретил в моем письме упоминание, что после Ленина осталось 55 томов его сочинений, то злорадно потер руки: "Маленький Лопе де Вега, однако!" Вот, мол, Бушин зачислил нас в одну компанию: великого драматурга, Ленина и меня, ха-ха... Ничего не понял! Дело вовсе не в количестве написанного, а в качестве: если оно низкого уровня, то количество, т. е. обилие написанного, только ярче высвечивает, даже делает смешным, анекдотичным все усердие и трудолюбие автора. Но разве кто из нормальных людей может смеяться над тем, скажем, что Вольтера издают в 25-30- 40-70 томах, Гюго - в 30-50, Бальзака - в 25-30-40, Достоевского, Чехова, Горькой - в 30-ти, а Льва Толстого издали в 90 томах, оказалось мало, теперь издают в 120-ти! Смеяться над этим могут только такие заброшенные к нам по воле рока ненавистники русской литературы, как свихнувшийся на монархизме Карем Раш: "вагоны толстовской художественности!.."
         Но вот прошло время, можно бы разобраться, понять, как в любой работе, в том числе в литературной, соотносятся количество и качество.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100