«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 64%


         И вот мы видим, что после шести лет сидения в пражских "Проблемах" Карякин, естественно, вполне созрел для московской "Правды", для ЦК КПСС! Он ещё и тут уже без Бовина и Лукина, но, кажется, вместе с Гайдаром, корча из себя ленинца, поучал нас уму-разуму. Однако в 1968 году его вдруг вышибли из партии. Такого рьяного служаку - за что? В справочнике "Кто есть кто в России" (М., 1993) твердо сказано: "За доклад об Андрее Платонове". Ну, это очень похоже на срока за чтение "Архипелага" и на расстрелы за хранение ленинского "Письма к съезду", о чем скажем дальше. А ещё вспомните Баклушина из "Мертвого дома" Достоевского. Тот уверял, что его сослали на каторгу за любовь. Но, видя, что ему не верят, после некоторого раздумия добавлял все-таки, что пламенной любови, видимо, по причине ревности сопутствовало убийство одного немца, и жаловался: "Ну посудите, можно ли ссылать на каторгу из-за немца?" Надо полагать, в платонической любви Карякина к Платонову тоже был свой немец.
         Дальше уже беспартийный социолог, просто пермяк счел полезным напомнить нам, что ещё 2 июня 1989 года с трибуны съезда он обратился к Горбачеву с просьбой вернуть советское гражданство "человеку, который первым призвал себя и нас не лгать, - великому писателю земли Русской, великому гуманисту Солженицыну... Вы нашли общий язык с Тэтчер, Бушем, Рейганом, папой римским... Неужели мы не найдем общий язык с Солженицыным... Потомки нам не простят, если мы не сделаем этого".
         Дались им эти потомки... Но какой пафос! Однако надо бы пояснить: ну, призвал себя великий гуманист не лгать, и что из этого получилось, каков итог? А что касается призыва к другим не лгать, то неужто Карякин только лет в сорок-пятьдесят впервые услышал это от Солженицына? Да где он рос, кто его родители? Меня лично ещё в пору нежного детства учила не лгать родимая матушка. Помню даже из той поры стишок про девочку, которая разбила чашку, хотела свалить это на кого-то другого, но потом застыдилась:


         Врать, хитрить и притворяться
         Грех великий, говорят.
         Так не лучше ли сознаться -
         Пусть немного побранят.


         Когда мне читали такие стишки, Карякина мама, как видно, читала своему отпрыску третий том "Капитала", да ещё на немецком языке. Вот и плоды на старости лет...
         Кстати говоря, выступление Карякина на съезде подано так, что можно подумать, будто он был первым, кто поставил вопрос о возвращении Солженицыну гражданства. На самом деле больше чем за год до этого журнал "Книжное обозрение" напечатал статью Елены Чуковской и затем в трех номерах за 1988-й год провернуло целую кампанию. Кто с просьбой, а кто и с требованием "Даешь Солженицына!" там выступили Герой Социалистического Труда Виктор Астафьев, лауреат Ленинской премии И. Шафаревич, историк Н. Эйдельман, протоиерей А. Мень, критик В. Оскоцкий из ВПШ, доктор исторических наук, член "Мемориала" Я. Этингер, писатель В. Лазарев, знаток кремлевских жен Лариса Васильева и немало других менее известных сограждан. Я не цитирую эти восторженные или гневные письма довольно уже далекого прошлого по той причине, что достаточно полное представление о них дает свежайшая статья Бондаренко, о которой шла речь, - это в том же возвышенном духе. Понятно, почему среди авторов 26 писем не оказалось тогда ни Эдварда, ни Альфреда, но где же был наш Вольдемар, бесстрашный враг голи перекатной? Видимо, все-таки ещё не дозрел тогда и он, ещё поджилки тряслись...
         Правда, редакция предоставила слово и нескольким противникам всей затеи. Так, работник собеса А. Аржанников из Свердловска вопрошал устроителей кампании: "Зачем понадобилось из отщепенца, пусть и наделенного литературными способностями, лепить "творца подлинного искусства"?" Рядовой колхозник из Ростовской области В. Золотов советовал: "После того, что Солженицын написал о русской нации, его на выстрел нельзя допускать к СССР... А Нобелевскую премию он получил за то, что плевал в лицо своей родине". Фронтовик И. Крюков из г. Клинцы Брянской области добавлял: "Требования издать у нас в Союзе произведения Солженицына и тем более возвращения ему гражданства являются оскорблением участников войны и осквернением памяти тех, кто отдал свои жизни в боях за родину". Как видим, мнение безвестных людей совпадало с высказываниями известных писателей, что приведены выше. А Карякину и тут не надо бы тянуть на себя одеяло первопроходца...

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100