«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 31%


         Говоря об одежде каторжан, нельзя не упомянуть о такой подробности их повседневного туалета, как кандалы. Они не снимались ни ночью, ни при болезни, ни в праздничные дни. А если иногда их и снимали, то только для того, чтобы заменить цепью, о чем в "Записках" и читаем: "В Тобольске видел я прикованных к стене. Он сидит на цепи, этак в сажень длиною; тут у него и койка... Сидят по пяти лет, сидят и по десяти". Пройдет много-много лет, но о таких вещах на сахалинской каторге будет писать и Чехов.
         Достоевский был закован в кандалы ещё в Петербурге и так проделал весь путь - зимой! - до Омского острога. В остроге он подлежал "перековке", т.е. смене прежних кандалов, неформенных, на форменные, острожные, которые были приспособлены к работе и "состояли не из колец, а из четырех прутьев, почти в палец толщиною, соединенных между собою тремя кольцами. Их должно было надевать под панталоны". Под те самые, белые...

60 и 3


         Важнейшая сторона жизни везде и всюду, а особенно, конечно, в неволе, - распорядок дня, т.е. сколько часов на труд, сколько на отдых, на сон. Солженицын с обычной своей уверенностью заявляет в "Архипелаге", что в конце прошлого века на Акатуйской каторге "летний рабочий день составлял с ходьбою вместе - 8 часов. Что же до Омской каторги Достоевского, то там вообще бездельничали, как легко установит всякий читатель". Опять не поленимся, откроем ещё раз "Записки из Мертвого дома": "Длинный летний день почти весь наполнялся казенной работой". Что значит "почти весь день", выясняется из дальнейшего: "Часу в десятом у нас всех сосчитывали, загоняли по казармам и запирали на ночь. Ночи были короткие: будили в пятом часу утра, засыпали же все никак не раньше одиннадцати. До тех пор всегда, бывало, идет ещё суетня, разговоры". Это сколько же получается часов сна? Да не больше пяти с половиной. А что был за сон в блохастой духоте и смраде, мы уже знаем.
         После такого-то сна шли на работу. Кирпичный завод, на который летом каждый день часов в шесть утра отправлялись арестанты, находился от острога верстах в трех-четырех. На весь день им выдавали только хлеб, а обедали они уже по возвращении, вечером, когда темнело. Таким образом, как легко установит всякий читатель, рабочий день составлял самое малое часов двенадцать. И все на одном только хлебе.
         Зимой распорядок был несколько иным. Каторжан запирали в казармы "как только смеркалось". Значит, можно было подольше поспать, получше отдохнуть? О, если бы!.. Во-первых, из-за скученности все равно "часа четыре надо было ждать, пока все засыпали". А во-вторых, более длительное, чем летом, пребывание в смрадной казарме было скорее не отдыхом, а мучением.
         Каков же распорядок жизни был у того, кто с такой лёгкостью посмеивается над бездельничанием Достоевского и его товарищей? Факт совершенно достоверный: большую часть своего заключения Солженицын, как и все граждане нашей страны, работал по восемь часов в сутки. У Н. Решетовской читаем: "В письмах муж жалуется, что хотя работает он восемь часов, но времени не остается, за исключением трех часов". Трех совершенно свободных часов ежедневно, которые он мог употребить как хотел, нашему каторжнику, видите ли, было мало. Да больше ли свободного личного времени у любого взрослого человека на воле? Но - какое до этого дело Александру Исаевичу. У него были грандиозные планы: заниматься сочинительством, изучать иностранные языки, расширять свой литературный кругозор и т.д. Разумеется, трех часов в день для такой программы могло оказаться маловато. Хорошо бы шесть. Нет, восемь! А работать - три. Вот была бы по нему каторга!
         К этому нельзя не добавить, что все годы неволи каждое воскресенье были у Шурочки нерабочими днями, да ещё два майских праздника, два октябрьских дня, День Конституции, ещё, кажется, что-то, - всего за год набегало около шестидесяти совершенно свободных от работы дней. А были ли свободные дни у обитателей Мертвого дома? Да, тоже были. Таких дней у них в году насчитывалось целых три: один на Пасху, один на Рождество, и один по случаю тезоименитства государя. Такое-то получается соотношение: 55-60 и 3.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100