«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 25%

Митрополит Шептицкий и украинская революция


         После Февральской революции Временное Правительство князя Львова сняло с Шептицкого все ограничения и предоставило ему полную свободу передвижения. Сообщать об этом приехал к Шептицкому лично министр юстиции Керенский {В. Даниленко. Дорогою ганьби i зради, Наукова думка, К., с. 51}. В средине марта 1917 года он сообщил владыке, что тот может выбрать место жительства по собственному желанию. Тот решил ехать в Петроград, тем более что получил уже оттуда телеграмму будущего петлюровского министра по делам исповеданий Лотоцкого, который спрашивал, когда следует ожидать приезда митрополита. Там Шептицкий провёл совещание со шпионами Ватикана Роопом и Цепляком, а потом, лично поблагодарив за своё освобождение главу Временного Правительства Львова, Керенского, Милюкова и Терещенко, отбыл в Киев.
         Центральная Рада встретила его хоть и торжественно, но достаточно келейно. Руководители ЦР говорили, что видят в Шептицком духовного руководителя, но совсем не спешили демонстрировать свои чувства на православной публике. Правда, не торжественные встречи интересовали владыку. Своё время он проводил в официальных и в конфиденциальных встречах.
         О содержании одной из таких встреч в 1925 году рассказывал выдающемуся советскому разведчику, сумевшему в своё время организовать украинский аналог операции "Трест" и выманить на Украину Григория Тютюнника Сергею Карину-Даниленко бывший член Центральной Рады и премьер-министр Директории Владимир Чеховский. Историк по профессии, и член Украинской социал-демократической партии (УСДРП), он был премьером и министром иностранных дел в первом правительстве Директории. После ликвидации петлюровщины остался на Украине и в 1921 году стал идеологом и организатором так называемой "Украинской автокефальной православной церкви", или, как её ещё называли - "самосвятской". Чеховский называл себя марксистом, и когда его спрашивали, как он это согласовывает с ролью идеолога УАПЦ, серьёзно отвечал, что хочет соединить марксизм с учением Христа.
         Он свидетельствовал: "Это было весной в 1917 году, после Февральской революции. Как-то во время перерыва между заседаниями Центральной Рады ко мне подошёл профессор Грушевский и спросил: "Владимир Мусийевич, вы изучаете церковные вопросы. Не стоит ли вам встретиться и побеседовать с митрополитом греко-католической церкви Андреем Шептицким?"
         Я посетил Шептицкого, не помню, на второй или на третий день. Это был высокий ростом, дородный человек с кокетливо подстриженной бородой, на целую голову выше меня, в наряде католического то ли монаха, то ли ксёндза. Меня сразу же поразила его подвижность, энергичность. Он забросал меня вопросами. Говорил он на плохом украинском языке, пересыпая его полонизмами и латынизмами. Наиболее часто митрополит употреблял, очевидно, своё любимое слово "квестия". Его интересовало всё: и настроения разных слоёв населения Украины в связи со свержением царизма в России, и национальное возрождение Украины, и церковные дела, и даже военные. Вспоминаю, мне пришлось приложить немало усилий, чтобы направить беседу в русло церковной проблемы. Однако оказалось, что Шептицкий о делах церковных в масштабе всей России проинформирован лучше меня. Не я, а он рассказал мне, что вскоре в России должен состояться поместный собор российской православной церкви и что на этом соборе будут избирать патриарха. Наиболее вероятным кандидатом Шептицкий назвал черносотенца архиепископа Антония Храповицкого. Униатский владыка очень нападал на российское государственное православие и вообще на православие вселенское.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100