«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 83%


         Предстояло сформировать отделы, обеспечивающие все высшие звенья руководства - президента и вице-президента СССР, Совет Безопасности, Совет Обороны, институт помощников и советников М. С. Горбачёва, Г. И. Янаева. Численность этого института была по прежним стандартам огромна. В последнее время туда только у президента входили В. А. Медведев, А. Н. Яковлев, Г. И. Ревенко, С. Ф. Ахромеев, В. В. Загладин, В. Г. Егоров, В. И. Карасёв, В. Н. Игнатенко, B. А. Ожерельев, А. С. Черняев, Г. X. Шахназаров, а также Г. В. Пряхин, В. С. Гусенков и несколько референтов. К аппарату помощников на американский манер относились и их собственные службы, включающие помощников, консультантов, референтов, секретарей, машинисток-стенографисток. Своим распоряжением М. С. Горбачёв утвердил также большое количество своих внештатных советников. Это были - Л. И. Абалкин, C. А. Ситарян, В. П. Осипян и ряд других видных учёных, экономистов, политологов.
         Скоро М. С. Горбачёв утвердил схему президентского аппарата, но жизнь постоянно вносила в неё коррективы. Поначалу Кабинет министров, как я говорил, должен был быть целиком подчинён президенту и состоять из шести - восьми министерств. Но намерения быстро разошлись с делами. Я с удивлением увидел, что формируется полноценный и самостоятельный орган управления под стать прежнему Совету Министров СССР. Как у простейших живых организмов из одной клетки воссоздаётся нечто целое, так здесь возродилась мощная управленческая структура. С "подачи" премьера В. С. Павлова, всего Кабинета министров М. С. Горбачёв вносил предложения, а Верховный Совет СССР утверждал образование всё новых и новых министерств. Они практически не отличались от прежних.
         Соответственно рухнула и идея создания единого "небольшого и эффективного" аппарата управления и обслуживания. Аппарат Кабинета министров превышал две тысячи человек, и обслуживало его вместе с министерствами около 16 тысяч хозяйственных и технических работников. В аппарате президента СССР в августе 1991 года вместе с техническим персоналом насчитывалось менее 400 человек. Поэтому никакого объединения, а следовательно, и сокращения этих структур быть не могло. Распоряжения о создании совместного аппарата, подписанные М. С. Горбачёвым, игнорировались. Он знал об этом и просил:
         - Ну как-то уладьте с Павловым вопрос. Почему всё должен делать я? Вы-то хоть что-то можете решить?
         Что я мог решить? Если не выполнялись указы президента СССР по жизненно важным вопросам государства, то можно ли было "уладить" проблему сокращения и объединения аппарата? Она игнорировалась Кабинетом министров, и М. С. Горбачёв видел это и молчал. Видимо, усталость или какие-то иные причины были столь сильны, что он подчас не мог настоять на своём и не решался никому отказать в просьбе, особенно если она исходила от каких-то влиятельных лиц. Это наглядно проявилось при решении вопроса о дальнейшем использовании здания бывшего Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).
         И. С. Силаев, Председатель Совета Министров РСФСР, обратился к президенту с просьбой передать это здание в его распоряжение. Он обосновывал просьбу необходимостью разместить там российские министерства и службы, близостью здания к Белому дому. М. С. Горбачёв поручил В. С. Павлову положительно решить вопрос. Через некоторое время по поводу этого помещения пишет записку А. И. Лукьянов. Ссылаясь на стеснённость в работе народных депутатов СССР, он просит передать помещение Верховному Совету СССР.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
?-¤?Єб жЁвЁаRў -Ёп Locations of visitors to this page Rambler's Top100