«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 64%


         Сказано откровенно. Но какая печальная закономерность: пока Форсайт не касается советской жизни, он остаётся прежним Форсайтом - иллюзионистом, безошибочным по мелочам. "Иллюзия узнавания" для западного читателя по-прежнему налицо, и действует она, надо полагать, с той же безотказностью, что и раньше. И невдомёк читателю, заворожённому этой иллюзией (да и рекламной шумихой), что знаменитый автор скатился к обыкновенной "развесистой клюкве", что сведения о Москве и Одессе почерпнуты им в основном "за стаканом вина" у "людей из ЦРУ"...
         Раньше въедливые критики, случалось, попрекали Форсайта тем, что его персонажи неотличимы друг от друга ни характерами, ни манерами, ни речью, что они всего-навсего "фигурки, вырезанные из толстого картона". Теперь из картона, и изрядно помятого, вырезаны не только персонажи, но и отправные точки сюжета, и практически все его движущие пружины.
         Но позвольте, он же утверждает, что бывал в Советском Союзе! Действительно был - целых четыре дня. Вот какие впечатления вынес он из своей поездки:
         "Я не представлял себе, как меня встретят в аэропорту- букетами гвоздик или придирками. Однако ничего не случилось, абсолютно ничего. За мной даже не установили слежки. Теперь я понимаю: на меня просто не обратили внимания... Я сказал себе: "Меня не проведёшь, я их перехитрю". Возвращаясь по вечерам в гостиницу, я фиксировал в памяти всё, что увидел: сколько шагов от улицы Горького до КГБ, на каком этаже кирпичная кладка сменяется гранитной облицовкой, обшиты двери деревом или сталью, как зовут старшего официанта в ресторане. Когда я улетал, они даже не открыли ни одного из моих чемоданов. Я мог бы спокойненько всё записывать".
         И очень жаль, что не записывали, мистер Форсайт. Тогда, по крайней мере, Внуково не превратилось бы у вас во Внуковно, мотель "Можайский" - в "Можорский", Манежная и Боровицкая площади не поменялись бы местами, и не вырос бы на Москве-реке Серафимов мост, неведомый ни нам, ни нашим дедам. Перечень ошибок, зачастую анекдотических, можно было бы и продолжить. Но дело, в конечном счёте, не в частных ошибках - дело в том, что самый фундамент книги возведён на зыбком антисоветском песочке, что весь её сюжет состряпан по рецептам "всезнающих" американских кремленологов.
         Во избежание недоразумений уточним: было бы наивностью думать, что Форсайт сочинил "Дьявольскую альтернативу" по прямому заданию "Интеллидженс сервис" либо ЦРУ. Просто обострённое чутьё профессионального поставщика бестселлеров подсказало ему, как точнее потрафить тем, кто "заказывает музыку". Вот почему и поездка в Москву - поездка с повязкой антисоветизма на глазах - ничего ему не дала. Громоздя нелепость на нелепость, вглядываясь в мифические контуры "плана Борис" с высот Серафимова моста, Форсайт греет руки на обывательских страхах перед "советской угрозой" и сам, в свою очередь, пестует и наращивает эти страхи. Дьявольский круг замыкается, не оставляя читателю никакой альтернативы, кроме надежд на спасителя-супермена.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100