«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 96%


         Художественный образ неуловим, хотя живёт рядом с нами всегда и повсюду. Он тотчас исчезает, как только начинаешь его изучать и раскладывать на части, он же никогда не повторяет самого себя.

Рождённый неповторимым...


         Сравнивая друг с другом классические виды искусства, можно всё-таки выделить некоторые постоянные признаки художественного образа. Например, ритм.
         Как уже говорилось, волшебная сила ритма позволяет петь прекрасно и легко людям-заикам, не способным сказать слова без усилия и напряжения. Ругаясь с соседкой, то есть греша, многие женщины не в силах освободиться от ритма, от образности, что ещё больше усиливает душевные диссонансы, поскольку образ всегда охотнее служит добру, а не злу.
         Известны примеры младенческого рёва с зачатками художественности: в крик плачущего ребёнка вдруг начинает вплетаться ритм и даже подобие мелодии...
         Ритмичность одинаково нужна музыке и литературе, живописи и скульптуре, хореографии и архитектуре. Ритмичность, как мы видим, необходимая принадлежность жизни вообще...
         Другим признаком художественного образа можно смело назвать композицию (по-русски - соразмерность), присутствующую во всех видах творчества {Музыкальная терминология, по-видимому, самая богатая, с успехом может быть использована для разговора о любом другом виде искусства. Своеобразие национальной культуры вполне можно сравнить со своеобразием звучания того или иного музыкального инструмента. Даже у родственных, например, духовых инструментов (труба, гобой, флейта, рожок) одна и та же мелодия звучит, как известно, по-разному. Продолжая аналогию, мировую культуру можно сравнить с грандиозным, прекрасно звучащим оркестром}.
         Соразмерность. Разве не ощущается и в этом слове ближайшее родство с ритмом? Может быть, стоит в этом ряду поставить ещё интонацию, но это понятие в нашем случае уже теряет определённость, становясь приблизительным. Далее начинается терминологическая пестрота: сюжет, стиль, мелодия, колорит и т. д. На ритме и соразмерности, пожалуй, и завершается определённость, если говорить о художественном образе в духе исследовательства. Возможен ли разговор в другом духе? Конечно. Но угроза скатиться к "исследовательству" существует при этом постоянно. Например, очень интересно отбросить от нашего словосочетания определение "художественный", а потом подумать над тем, что останется. Лингвистический способ общения с понятием образ ничуть не лучше любого другого способа. И всё же, и всё же...
         Однокоренных слов к "образу" множество, вспомним некоторые из них. Образец. ("Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?") Нечто самое лучшее, выверенное. В современной промышленности близкое к штампу. Образоваться - значит появиться, родиться, выявиться. Образование - это учение, приобретение знаний, но первоначально слово обозначало становление, образоваться - значит, стать кем-то, получить своё лицо. Вспомним и вечное "всё образуется" Стивы Облонского, равносильное тому, что всё вокруг рано или поздно обязательно придёт в нормальное состояние. Выражение "таким образом" подразумевает некий итог, обобщение, иногда его употребляют и в смысле "таким способом". Своеобразный - значит особенный, неповторимый, непохожий. Безобразное, то есть безобразное, не имеющее своего лица, нечто абстрактное, отвратительное. А как много смыслов и смысловых оттенков в таких словах, как "изображение", "преображение", "воображение"! Что бы, однако, ни имелось в виду, когда используются эти и производимые от них понятия, первопричиной всего является всё-таки образ, неповторимое воплощение сущего, художественное обобщение.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100