«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 74%


         Конечно, Сицилия поистине выстрадала свой стиль, но это касается, как мне показалось, не столько архитектуры, сколько быта и нравов. Сицилианца ни с кем нельзя спутать, его можно узнать по одежде, по музыке, по манере говорить и держаться. Странное сочетание весёлой живости и грустной задумчивости ещё не полностью характеризует здешнего жителя, и чтобы понять всё остальное, мало этих коротеньких дней.
         Наш бег по Сицилии оборвался свистом турбин в аэропорту Катания. Перед этим мы ночевали в тихой гостинице курортного городка Термина. Часов в пять утра я вышел на открытую площадку, служившую крышей первому этажу, и просидел в качалке до первых ударов церковного колокола. Они раздались в тишине так неожиданно, так близко, так ясно и чисто, что я окончательно очнулся от зимнего состояния и всерьёз почувствовал весну, зелень, горную свежесть и солнечное тепло.
         Круто внизу серебрилось море, а далеко вверх уходили скалы, облепленные гостиницами и коттеджами. Справа ясно и чётко громоздилась зеленовато-серая Этна, украшенная в распадках и ближе к вершине серебристым снегом. К подножию её лепились посёлки, обрамлённые рощами цитрусовых. Оранжевые мазки этих рощ скрадывались яркой синевой неба, а на фоне этой синевы, словно чёрная весть о самой преисподней, плыли копоть и пар вулкана.
         Во время нашей поездки в Сиракузы Этна вставала то слева, то справа, то впереди и всё время плевалась в небо этими чёрными сгустками. Она и впрямь вела себя неспокойно, но я не знал, что сразу после нашего отъезда вулкан проснётся. По телевизору было видно, как вниз на дома и деревья ползла красная лава, сжигая на своём пути всё живое и мёртвое...
         Почему же Этна не проснулась днём раньше, когда я глядел на неё, среди солнца и зелени, когда слушал в одиночестве утренний колокол? Вероятно, она не хотела портить мне вторую, дополнительную весну, весну 81-го года, встреченную мной на Сицилии...
         Ровно через два месяца, на родине, я встретил весну первую, в смысле главную.

* * *


         В последний день в Риме мне удалось ещё раз встретиться с Рафаэлем и Микеланджело. Экскурсовод, несколько дней назад знакомивший нас с Ватиканским музеем, вёл очередную группу советских туристов. Он узнал меня и сказал, что я счастливый человек и что он желает удачи... Скрепя сердце, я проскочил, не задерживаясь, обширные залы со скульптурными экспонатами, хотя прекрасно знаю, что почувствовать скульптуру по-настоящему можно только тогда, когда научишься отличать греческий подлинник от римской копии.
         В этот раз не успеть научиться. Хорошо бы без толкучки постоять и около бессмертных созданий Рафаэля, потом спокойно посидеть на скамье в Сикстинской капелле. Но разноязычные толпы уже наполнили Ватиканский музей, и спокойствия нет... Всё равно - это прекрасно, прекрасно ещё раз полюбоваться "Афинской школой" или почти физически ощутить ярчайший свет за тюремной решёткой, мерцающий на доспехах спящей стражи. Рафаэль изобразил Петра усталым и изнемогающим, но здесь нет ощущения подавленности, наоборот, произведение радует, будит в тебе неизвестные тебе силы.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100