«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 71%


         Однажды, листая комплект "Нивы" за 1886 год, я был удивлён странным обилием ребусов и шарад. Оказывается, уже тогда массового читателя потчевали "доминошными" развлечениями. Портреты высокородных знаменитостей то и дело перемежались слащавыми гравюрами с такими названиями, как "Спасённая", "У постели больного дитяти" и т. д.
         Авангардисты, сами будучи не свободными в искусстве, справедливо обвиняют натурализм в рабском копировании природы. Натурализм, однако же, может проявляться не только в этом, но и во многом другом, например в выборе темы. Спекуляцию на таких темах, как мать и дитя, болезнь и ребёнок, можно назвать тематическим натурализмом. Впрочем, грешат этим не одни художники. "Жаль, что искусство здесь не соответствует трогательности предмета", - деликатно говорит Карамзин по поводу подобных творений.
         И совсем уже неожиданной оказалась для меня в "Ниве" гравюра Шюблера по рисунку Р. Штейна под названием "Народные сказания. Сказка о царевне лягушке". Тут "Нива" поистине превзошла себя. На резном крыльце псевдорусского терема, под луной, сидела царевна-красавица. У самого крыльца, в воде, художник изобразил двенадцать голых девиц, да таких грудастых, в таких соблазнительных позах, что мне стало жаль подписчиков "Нивы"...
         Галопом в прямом смысле мы мчимся по улицам Флоренции, до автобуса есть надежда увидеть ещё один из многочисленных шедевров Микеланджело.
         Усыпальницу Медичи многие искусствоведы также считают свидетельством какого-то "надлома" и "пессимизма". При этом особенно любят ссылаться на известные стихотворные строки художника, где говорится об аллегориях дня и ночи. От этой ссылки слегка попахивает вульгарным социологизмом. Ничего нет проще, как сослаться на общественные неурядицы, объясняя упадок духа того или иного художника. В нашем же случае никакого духовного упадка не существует вообще. Он, этот упадок, высосан из какого-то заляпанного чернилами пальца. (Точь-в-точь как и обвинение в "протесте против мудрости".) Может быть, искусствоведы, посещающие усыпальницу Медичи, принимают за выражение художественного пессимизма эти трагически возвышенные каменные аккорды, эти величавые, полные тайного смысла мраморные фигуры? Но, следуя такой логике, и величайшего трагика мира Шекспира надо считать самым отъявленным пессимистом.
         Микеланджело не потрошил по ночам покойников, не мучился над изобретением адских машин, каббалистические кружки тоже его не интересовали. Он всю жизнь созидал, творил, создавая произведения искусства. Но равнодушие к чёрной магии, оказывается, можно преподнести как "протест против мудрости". Он редко делал ошибки, трудился всегда, но трудился вдохновенно и не мучительно. А венгерский писатель Шульц описывает в своём романе "творческие" муки Буонарроти. Но творчество не может быть мучительным. Величайший, необъяснимый и прекрасный акт созидания нельзя называть мучительным. Страдают и мучаются бездарные. Чем талантливее художник, тем он вдохновеннее и тем менее мучителен процесс созидания. (Да, черновики А.С. Пушкина действительно исчёрканы, перемазаны, они - свидетельство большого труда. Но кто осмелится заявить, что этот труд был для поэта неприятным, мучительным?)

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100