«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 70%


         Вообще-то с ним, то есть абстракционизмом, лучше не связываться. Бороться или упрекать здесь бесполезно. Модернисты всегда, словно щитом, прикрываются благотворной необходимостью новаторства, они всегда и кого угодно сумеют обвинить в отсталости и ретроградском мышлении. Одно лишь время способно с ними тягаться. И оно до неприличия расшвыривает и поглощает их, подобно Хроносу, пожирающему своих детей...
         Пока вспоминался Париж, прошла усталость в ногах, вновь нахлынула жажда общения с Римом, которое, согласитесь, достаётся не каждому и не часто. Вот он, этот город, рядом, за дверью гостиницы. Триста шагов - и ты увидишь термы Веспасиана...
         Не дождавшись своих строгих друзей, я возвратил портье ключ от номера.

* * *


         Есть нечто унижающее человека в этой его вечной спешке, в планировании каждой минуты, в торопливости, будто бы экономящей время. Вспоминается пословица "тише едешь - дальше будешь". Один или два дня в Риме? Курам на смех... На Флоренцию нам отпущено и того меньше. Даже не хочется ехать. Мы проведём там всего три-четыре часа, вернёмся и умчимся на Сицилию. Собрания и диспуты преследуют всюду, аж за кордоном. К тому ж ещё эти магазины... Сколько раз я зарекался не тратить время на покупки и сувениры! И ничего не выходит. И так велик, так неприятен контраст между музеем и магазином, так противоестественны их сочетания. Теперь же, спустя несколько месяцев, я каюсь, что побрезговал сувенирным киоском и не купил флорентийский альбом. Вспоминаю, пытаюсь представить город с красноватыми кровлями, город, который в одиночку породил и подарил человечеству столько гениальных людей.
         Не знаю, как в других странах, но у нас, пожалуй, никто из них, кроме, может быть, Леонардо да Винчи, ещё не оценён по достоинству. Массовому читателю и массовому зрителю почти ничего не известно о Флоренции, например, дантовского периода. Учёные люди не знают, в какую графу поставить Савонаролу: с одной стороны, вроде бы обличитель, с другой - как будто религиозный фанатик. Не лучше ли промолчать? С Макиавелли - та же история, а о Марсилио Фичино толкуют лишь узкие спецы, да и то больше между собой. Субъективизм, который так не любят в интеллектуальной среде, то и дело высовывает свои уши, торчат они и на Западе: из многотомных исследований, эссе и романов. Гений Савонаролы, к примеру, давно ошельмован многими западными знатоками истории.
         Как-то на день рождения сестра подарила мне роскошный альбом. Это была книга Бруно Нардини "Жизнь Леонардо", книга с превосходными иллюстрациями и кадрами из многосерийного итальянского фильма. Автор во многих местах почему-то настойчиво твердит о физической красоте Леонардо, о его благородстве и пристрастии к роскошной одежде. В книге целая глава посвящена "ревнивому чувству Микеланджело". "Леонардо воплощал в своём творчестве золотую пору гуманизма, - говорит Нардини, - всё в нём было гармоничным: красота, королевская горделивость, чудесные одежды, свита учеников. Микеланджело, наоборот, воплощал кризис гуманизма, противоборство демонического начала с божественным, протест против мудрости, борьбу с любым проявлением дружеской терпимости. Микеланджело было тогда всего двадцать шесть лет. Невысокий, с гривой чёрных спутанных волос на большой голове, он смотрел на всех возбуждёнными, горящими глазами, одевался плохо, был завистливым и раздражительным, не имел ни друзей, ни учеников". Так пишет наш современник, итальянец, в книге, переведённой и роскошно изданной издательством "Планета" двадцатидвухтысячным тиражом. (По западным понятиям, тираж для такого рода литературы действительно грандиозный.) Гениальный художник не может даже и в малой мере рассчитывать на свою мало-мальски объективную биографию, поскольку гениальный художник и его биограф обычно разномасштабны.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100