«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 96%


         "Интереснее всего то, - писал Неизвестный, - что когда я говорил честно, прямо, открыто и то, что думаю, - я его загонял в тупик. Но стоило мне начать чуть-чуть лицемерить, он это тотчас чувствовал и брал верх. Вот только один пример. Я сказал: "Никита Сергеевич, вы меня ругаете, как коммунист, вместе с тем, есть коммунисты, которые поддерживают моё творчество, например, Пикассо, Ренато Гуттузо". Он хитро прищурился и сказал: "А вас лично волнует, что они коммунисты?". И я соврал: "Да!". Если бы я был честным, я должен был бы сказать: "Мне плевать, мне важно, что они большие художники!". Словно почувствовав это, он продолжал: "Ах, это вас волнует! Тогда пусть это вас не волнует, мне ваши работы не нравятся, а я в мире коммунист номер один".
         В своих отчётах о посещении Первым секретарём ЦК КПСС художественной выставки, газеты писали: "Во время её осмотра Никита Сергеевич Хрущёв, руководители партии и правительства высказали ряд принципиальных положений о высоком призвании советского изобразительного искусства, которое многообразными средствами должно правдиво отображать жизнь народа, вдохновлять людей на строительство коммунизма".
         После посещения Манежа Хрущёв провёл две встречи с деятелями литературы и искусства. Их называли "историческими встречами с интеллигенцией". Первая состоялась 17 декабря в Доме приёмов на Ленинских горах, на которой Хрущёв поручил выступить с докладом секретарю ЦК КПСС Ильичёву. В своей речи идеолог Ильичёв сказал: "Мы должны внести полную ясность: мирного сосуществования социалистической идеологии и идеологии буржуазии не было и быть не может... В идеологии идёт и ни на минуту не прекращается схватка с буржуазным миром, идёт борьба за души и сердца людей, особенно молодёжи, борьба за то, какими будут они, молодые люди, что возьмут с собой из прошлого, что принесут в будущее. Мы не имеем права недооценивать опасность диверсий буржуазной идеологии в сфере литературы и искусства".
         Слова-то верные. Да делами они не подкреплялись. (Сколько горечи, например, в письме студентки МГУ Щегольковой Хрущёву в связи как раз со "второй встречей с интеллигенцией", состоявшейся 8 марта 1963 года: "Я нахожусь сейчас в полной растерянности. Всё, во что я верила, во имя чего жила, - рушится... Атмосфера, создающаяся сейчас, есть атмосфера администрирования, насилия, необоснованных обвинений, оплёвывания, демагогии и декламации самых высоких слов, которые честный человек произносит в самый трудный момент" - Л. Б.)
         Вот как раз на этой встрече Хрущёв описал свои впечатления от прогулки в зимнем лесу: "Только посмотрите на эти ели, на снежинки, блестящие в лучах солнца! Как прекрасно всё это!". После чего возмущённо добавил: "И теперь модернисты, абстракционисты хотят нарисовать эти ели вверх ногами!".
         Режиссёр Михаил Ромм вспоминал: "Хрущёв постепенно как-то взвинчивался и обрушился раньше всего на Эрнста Неизвестного. Долго он искал, как бы это пообиднее, пояснее объяснить, что такое Эрнст Неизвестный. И, наконец, нашёл. Нашёл и очень обрадовался этому, говорит:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100