«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 84%

Композитор Дмитрий Шостакович


         Не остался в стороне от "генеральной линии" хрущёвского антисталинизма и композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович, пятикратный лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1946, 1950 и 1952), автор множества музыкальных произведений, таких, как знаменитая Седьмая, или Ленинградская симфония, Одиннадцатая симфония "1905 год", оратория, посвящённая насаждению лесов по сталинскому плану преобразования природы, торжественный хор "Сталину слава, слава вовеки" - в фильме "Падение Берлина", музыка к фильму "Незабываемый 1919 год".
         Став "человеком оттепели", Шостакович в 1954 году получил звание народного артиста СССР, а за оперу "Карл Маркс" при Хрущёве ему в 1958 году присудили Ленинскую премию. При Брежневе в 1966 году за оперу "Молодая гвардия" ему дали Героя Социалистического Труда. В шестой раз Госпремию (так была переименована Сталинская премия) он получил в 1968 году. Казалось бы, обласканный Советской властью композитор, не имел причин быть недовольным ею. Ан, нет: сейчас его поднимают, как борца с "тоталитаризмом", "сталинщиной"... Есть ли к тому какие-либо основания? Каков был вообще гражданский облик этого, безусловно, талантливого человека?
         Некогда прославлявший И. В. Сталина в своих музыкальных произведениях Шостакович в эпоху Хрущёва поспешил откреститься от своего прежнего кумира и стал в первых рядах борцов с "тенью Сталина". Он оставил мемуары, в которых всё, что было создано им раньше, при И. В. Сталине, он объясняет совершенно извращённо: оказывается, Одиннадцатая симфония "1905 год" - это памятник Тухачевскому, Мейерхольду и другим "жертвам сталинизма", а Седьмая симфония тоже не то, что все думают, а нечто противоположное.
         Советская писательница Ольга Фёдоровна Бергольц, кстати, почившая в один год с композитором (1975 - Л. Б.), оставила весьма проникновенные строки по поводу Седьмой симфонии Шостаковича, первое исполнение которой состоялось в блокадном Ленинграде в самые трудные дни.
         Прошу прощения у читателя за длинную цитату, но, думаю, что было бы кощунственно её сокращать:
         "9 августа 1942 года после долгого запустения ярко, празднично озарился белоколонный зал филармонии и до отказа наполнился ленинградцами. На сцену вышли музыканты... Они почти не играли зимой; не хватало сил, не хватало дыхания, особенно духовым... Оркестр таял. Некоторые ушли в армию, другие умерли от голода. Трудно забыть серые, зимние рассветы, когда совершенно уже свинцово отёкший Яша Бабушкин диктовал машинистке очередное донесение о состоянии оркестра: "Первая скрипка умирает, барабан умер по дороге на работу, валторна при смерти...".
         И всё же те, кто оставался, самоотверженно репетировали... Почти несбыточным было желание оркестра - исполнить Седьмую, "Ленинградскую симфонию", здесь, на её родине, в осаждённом, полуумирающем, но не сдавшемся городе... Гениальная могучая партитура требовала удвоенного оркестра, почти сто человек, а в живых осталось пятнадцать музыкантов. И всё же...

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100