«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 41%


         Библейская Эсфирь, как, думаю, вам известно, ублажила лаской жаркою царя Персии, и тот велел казнить главу его правительства Амана, замышлявшего якобы уничтожить всех евреев в Персидском царстве. Советская Есфирь - Полина Семёновна Жемчужина-Карповская-Молотова - далеко не многих враждебных Сталину евреев спасла, но многим, не замешанным в тридцатые годы в заговоре против сталинской власти, помогла в Советском царстве возвыситься. Один из таковых - еврей из белорусского Двинска Соломон Михайлович Михоэлс-Вовси.
         Юному еврейскому националисту Соломону, мечтавшему о театральной карьере, Октябрьская революция не только легко открыла путь из Двинска в Москву, но и зажгла зелёный свет для национально-культурного служения нахлынувшим в столицу соплеменникам. ГОСЕТ - Государственный еврейский театр в Москве - зародился при активном участии Михоэлса. Творческим и административным лидером этого театра был некий еврей по фамилии Грановский. Но на исходе двадцатых годов он не пожелал возвратиться в СССР из путешествия по Западной Европе. Освободившееся место лидера ГОСЕТ в 1929-м досталось Михоэлсу.
         Славно ли он играл Тевье-молочника по Шолом-Алейхему, блистал ли он актёрскими находками в роли короля Лира по Шекспиру, удивлял ли публику своими режиссёрскими открытиями - массовой театральной Москве не было ведомо. Спектакли ГОСЕТа шли на идише, и смотрела их лишь еврейская публика. Был ли Михоэлс крупно даровит как актёр и режиссёр - не важно. Важно, что его талант высоко оценила Полина Семёновна Карповская-Жемчужина-Молотова. Исключительно благодаря её стараниям Михоэлс к концу тридцатых годов обрёл звание "народный артист СССР", получил высший орден страны - орден Ленина, стал депутатом Моссовета и членом комитета по Сталинским премиям в области культуры.
         Титулы-награды и, стало быть, широкую известность еврейскому националисту Михоэлсу обеспечила еврейская же националистка Перл-Карповская, она же Полина Семёновна Жемчужина-Молотова. А наработанным ею рекламным капиталом Михоэлса воспользовался русский националист и откровенный антисемит Александр Сергеевич Щербаков. Именно он в феврале 1942-го ангажировал Михоэлса председательствовать в Еврейском антифашистском комитете, учреждённом в Совинформбюро. Отведённую ему Щербаковым роль Михоэлс сыграл как должно народному артисту - о пользе СССР от ЕАК мы уже говорили.
         В пропагандистских акциях комитета в военные годы участвовали практически все видные советские евреи. Но, скажем, Эйзенштейн, Маршак, Эренбург как были деятелями культуры до создания ЕАК, так и остались таковыми к окончанию войны. Актёру же и режиссёру Михоэлсу к победному 1945-му в сфере культуры стало тесновато. Жажда творчества в нём вряд ли иссякла. Но еврейской общине СССР он теперь был надобен прежде всего не как руководитель национального театра, а как председатель Еврейского антифашистского комитета. У общины проснулись политические амбиции, она хотела, чтобы ЕАК превратился в её политический ЦК и глава ЕАК Михоэлс взялся играть роль политического лидера советского еврейства.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100